На днях в СМИ вновь появились новости об уходе ряда зарубежных автопроизводителей из России. Так, Ford Motor Company вышла из СП с «Соллерс» и полностью покинула рынок РФ. Mercedes-Benz официально заявил, что уйдет из России, продав свой бизнес компании «Автодом», а Kia сообщила, что может остановить продажи автомобилей, оставив лишь постпродажное обслуживание. «Росбалт» выяснил, реально ли сейчас россиянину купить иномарку: какую, где, по какой цене.
Как оказалось, в автосалонах еще осталось некоторое количество автомобилей иностранных брендов. Правда, цены не сравнить с теми, что были в начале года. Так, за полноприводную Toyota RAV4 в базовой комплектации с мотором объемом 150 лошадиных сил просят 3,5 млн рублей. Цена Kia Sportage нового поколения по официальному прайсу стартует с 2,85 млн рублей за 150-сильную версию с передним приводом и механической коробкой. Mazda CX-5 (150 л. с., автоматическая коробка, полный привод) продается от 3,6 млн рублей, а лифтбэк Skoda RAPID (125 л. с., роботизированная коробка, передний привод) в комплектации Ambition — от 2 млн рублей. Kia Rio (123 л. с., механика, передний привод) в комплектации Comfort предлагается покупателю по цене от 1,5 млн рублей, а с автоматической коробкой — от 1,7 млн рублей.
Но это цены, которые значатся на сайтах. При визите в автосалон, как правило, они устремляются ввысь. Например, Kia Sportage нового поколения в полноприводной версии волшебным образом прибавляет более чем миллион рублей к рекомендованной цене продажи.
«Еще в марте–апреле автодилеры, отреагировав на общие панические настроения, изобрели свой антикризисный „рецепт“. Для того, чтобы имеющиеся запасы машин не раскупали моментально, они резко подняли цены, — отмечает автоэксперт Вадим Красиков. — Автомобили, пусть медленно, но продаются, а значит — есть деньги на поддержание бизнеса. Но нужно понимать, что машин „на остатках“ мало».
Это, впрочем, касается европейских, японских и корейских марок. Китайских машин а салонах вполне достаточно. И покупательский спрос на них постепенно растет. Как отмечают эксперты аналитического агентства «Автостат», в сентябре лидером рынка новых легковых автомобилей оставалась отечественная LADA, вторым шел китайский бренд Chery. В ТОП-5 также попали Kia, Haval и Hyundai. Причем, если рассматривать динамику продаж автомобилей 25 марок-лидеров, выясняется, что рост в сентябре демонстрировали только LADA (+9,8%) и пять брендов из КНР — Haval (+3,6%), Geely (+3,3%), EXEED (в 7,4 раза), Changan (+17,2%) и JAC (+16,5%).
Очевидно, что автопроизводители из Поднебесной всерьез нацелились на российский рынок. К середине октября общее число официальных дилеров машин из КНР достигло 890. Это больше, чем у автодилеров европейских марок. В то же время многие российские покупатели по-прежнему относятся к китайским авто с недоверием.
«Конечно, китайцы провели огромную работу, и я не могу сказать, что они делают плохие машины. Сегодня китайский автомобиль радует современным дизайном, он нашпигован электроникой, привлекает богатой комплектацией. В качестве компонентов для производства двигателей и коробок передач китайские автоконцерны часто выбирают продукцию известных мировых поставщиков. А иногда и целиком используют готовые агрегаты именитых производителей. Но машина — это еще безопасность, управляемость и надежность. И вот тут у меня возникают некоторые вопросы. Удивительно, но китайские автомобили только начинают выходить на европейские краш-тесты. Конечно, в Поднебесной есть свои варианты оценки безопасности, и большинство машин показывают высокие результаты. Но факт остается фактом: европейские тесты они не проходили — и сравнить по этим параметрам „чайнамобили“ с корейскими, европейскими и японскими, прошедшими Euro NCAP, мы не можем.
При небольших скоростях и в пробках машины едут вполне неплохо, а вот за городом, когда хочется поддать газу — возможны варианты. Не все хорошо, к сожалению, и с подвеской, там есть ряд просчетов. Иногда подводит электроника — а ее много. Ну и конечно, металл, оцинковка и лаковое покрытие кузова — тут хотелось бы потолще, покачественнее и попрочнее. Конечно, многое зависит от готовности производителя проводить «работу над ошибками». Что касается надежности, то у нас пока нет достаточного опыта эксплуатации китайских автомобилей «новой волны», как они поведут себя через 3-4 года — можно лишь гадать», — высказывает мнение Красиков.
Среди сложностей, которые могут подстерегать владельцев китайских автомобилей, эксперты называют и гарантийное обслуживание. Заявленная гарантия в 3-5 лет распространяется лишь на крупные узлы и агрегаты. Кстати, вопреки распространенному мнению, цены на запчасти по многим позициям не низкие. Так, кузовные элементы могут обойтись дороже, чем, например, для Volkswagen Polo или Opel Astra. А за головную оптику, капоты и крылья для некоторых китайских моделей иногда можно заплатить в 1,5 раза больше, чем за такие же детали для европейского автомобиля. Кроме того, комплектующие не всегда оказываются на складе, а крупными логистическими центрами на территории РФ китайские компании пока не обзавелись.
При этом цены на автомобили опровергают стереотип о том, что китайская машина — дешевая. В тройку самых покупаемых в России автомобилей из КНР, по данным за три квартала 2022 года, вошли кроссоверы Haval Jolion (стоимостью около 2 млн рублей за версию с 2WD и от 2,5 млн рублей за полноприводную модификацию; важно, что первая модель включена в программу льготного кредитования), Chery Tiggo 7 (от 2,3 млн рублей) и Geely Coolray (от 1,9 млн рублей).
«Ну, во-первых, нужно понимать, что это совсем не те машины, которые в прежние времена сформировали имидж „дешевых китайцев“. А во-вторых, как говорится, ничего личного — просто бизнес. Странно было бы полагать, что китайцы, понимая нашу ситуацию, откажут себе в возможности заработать. Кстати, приоритетным для производителей из Поднебесной, похоже, является вывод на российский рынок люксовых и премиальных моделей (на днях, например, появилась информация о том, что в РФ будут поставляться внедорожники Tank и седаны Hongqi), а также электромобилей, которые становятся новым драйвером роста для китайского автопрома. Да и накладные расходы высоки, чтобы везти сюда дешевые автомобили», — отмечает Красиков.
Отметим, что российский рынок новых авто прирастает не только моделями из КНР. В автосалонах начинают появляться автомобили по параллельному импорту — Range Rover, Land Rover Defender, Range Rover Sport, новый Jeep Grand Cherokee. Но вся эта история пока не для покупателя с относительно небольшим бюджетом.
Из вариантов подешевле можно упомянуть, в частности, компактный паркетник Chevrolet Tracker, собранный в Казахстане из китайских машинокомплектов (раньше его собирались поставлять из Узбекистана, но этим планам помешали санкции). Машины были ввезены в Россию физическими лицами и проданы автосалонам. У разных дилеров цены на автомобиль варьируются от 1,65 млн рублей до 2,2 млн рублей. Кроме того, в одной крупной автосети появились Volkswagen Bora китайской сборки концерна FAW. Машина с 1,5-литровым атмосферным мотором мощностью 113 л.с обойдется в России в 2,49 млн рублей.
Везут к нам и новые «родные» корейские машины: как «под заказ», так и более крупными поставками — для дилеров. Например, упомянутый ранее полноприводный Kia Sportage с кожаным салоном предлагается приобрести за 3,5 млн рублей (при том что ценники в автосалонах на его калининградскую «версию» доходят до 4,8 млн рублей). Hyundai Santa Fe можно купить за 3,6 млн рублей (у дилеров цены на данную модель превышают 4 млн рублей). Правда, вполне может оказаться, что мощность «родного корейца» не 199 л. с., как у привычной российской вариации, а 202 л. с., что скажется на сумме транспортного налога, который придется в дальнейшем платить покупателю.
В такой ситуации впору задуматься о покупке автомобиля со вторичного рынка, в первую очередь — с зарубежного. Даже принимая в расчет возможные риски, сопряженные с покупкой автомобиля с пробегом, многие найдут для себя вполне ощутимые преимущества. В первую очередь — это покупка машины более высокого класса. Располагая бюджетом в 2-4 млн рублей, вполне можно заказать из Европы модель 2018–2019 гг., с небольшим пробегом и в хорошем состоянии. Например, BMW X3 или X5, Audi Q5 и A6 или Volkswagen. Доставка в Россию занимает 10-20 дней, но легализация машины может затянуться до месяца. Однако при покупке следует обратить серьезное внимание на репутацию посредника и, конечно, предпочтительнее будет заказать у него подержанную машину из числа предлагаемых европейскими дилерскими центрами.
«В сложившейся ситуации про дешевые иномарки привычных нам качества, надежности и узнаваемости можно забыть. Все возможные варианты (как по новым, так и по подержанным авто) несут определенные риски — или не отличаются дешевизной. Поэтому я бы посоветовал автовладельцам как следует подумать, стоит ли сегодня озабочиваться сменой автомобиля. Конечно, речь идет о том случае, когда машина технически исправна и в целом устраивает. Найти что-то лучшее и по приемлемой цене сейчас будет сложно», — подчеркивает Вадим Красиков.
Алексей Гарбовский