Несмотря на понятную риторику и решимость до конца противостоять гегемонии Запада, наверху наверняка сверстаны и дожидаются своего часа и планы на крайний случай. Даже Сталин планировал при определенном развитии событий перенести столицу в Куйбышев, не говоря уже о переводе промышленности за Урал. Если что-то пойдет совсем не так на полях СВО и в экономике, то российскому руководству тоже предстоят, как выразился генерал Суровикин, «непростые решения».
Очертания таких решений уже ненароком проступают в публичных высказываниях иных губернаторов, которые проявляют инициативу и уточняют повестку в силу делегированных им полномочий и субъективных ощущений. Так, руководитель Орловской области Клычков призвал жителей не паниковать, но одновременно и собрать «тревожные чемоданчики», которые должны стоять у дверей квартир и домов. Получается, что на девятом месяце спецоперации власти даже не самых близких к фронту регионов разражаются вполне очевидными предупреждениями о том, что возможен и такой поворот дела, когда населению придется вынужденно сниматься с насиженных мест и эвакуироваться в более глубинные территории России.
Сегодня для страны нет более важной заботы, чем вопрос о том, что будет дальше и к чему готовиться. Во вчерашнем выступлении на Валдайском форуме президент убедительно обосновал справедливость борьбы, в которую он повел Вооруженные Силы, мобилизованных, а вместе с ними и все население РФ. Но президентский тезис про предстоящее самое опасное, непредсказуемое и важное десятилетие со времен Второй мировой войны не добавляет определенности и понимания того, каким путем, за счет чего, какой ценой — и как оно станет в итоге.
Горизонт планирования нынешней тревожности на 10 лет вперед означает, что развязки стоит ждать к 2032 году, когда к параметрам мобилизации подрастут нынешние школяры-восьмилетки, а страна поздравит своего нацлидера с 80-летием. Однако за это время может неузнаваемо измениться не только однополярный мир, но и Россия. И хорошо, если эти изменения хотя бы относительно будут к лучшему. А если ситуация еще более усложнится, то это прожитое десятилетие будет записано как потерянное.
Развеять такие сомнения могло бы пусть и частичное, но раскрытие всех планов и сценариев на предстоящий период, однако образ будущего руководство пока обрисовывает только в самых общих и обтекаемых выражениях.
Telegram-канал «Мастер пера»