Есть в Петербурге трасса «Скандинавия». Ведет она из нашего города к финской границе. Недавно еще эта дорога была чрезвычайно напряженной из-за активного развития торговых и туристических связей. Вчера мы с друзьями ехали по ней поздно вечером. Возникло чувство, будто я то ли вернулся в Советский Союз с его крайне ненапряженным трафиком, то ли перебираюсь из одной почти вымершей псковской деревни в другую. Мрак, туман, пустота и чрезвычайно редкие встречные машины.
Трасса «Скандинавия» упирается ныне в тупик — в плотно закрытую границу, за которой остался европейский мир XXI столетия. У нас же эта магистраль теперь может использоваться в основном летом для поездок на разбросанные по Карельскому перешейку дачи петербуржцев. Можно порадоваться, конечно, за тех земляков, которым посчастливилось иметь место для отдыха к северо-западу от города, а не к юго-востоку, северо-востоку или юго-западу, где при нашей жизни хороших дорог, скорее всего, уже не будет. Но «радость» эта со слезами на глазах.
Интересно, что «Скандинавию» продолжают активно реконструировать, расширяя проезжую часть, освещая ее рассеивающими мрак фонарями и оснащая удобными съездами. Финансирование, похоже, не свернуто, поскольку деятельность наших государственных структур, планирующих геополитические и экономические акции, никак не координируется. Еще какое-то время «дорога в никуда» будет реконструироваться, хотя, скорее всего, нынешние работы так и не доведут до конца из-за сжатия госбюджетов ближайших лет. Причем эта «скандинавская нелепица» — лишь скромный пример странностей нынешней кремлевской политики. Несогласованность в строительстве газопроводов на Запад и строительстве внешней политики со странами Запада обошлась России в гораздо большие суммы.
Недавно еще мы удивлялись чудесам российской экономики, уничтожавшей тонны импортных продуктов, объявленных контрабандными. Сегодня это все уже мелочь в общих объемах наших потерь. Геополитика обходится России все дороже и дороже. Мы каждый день планомерно уничтожаем труд миллионов российских граждан и гастарбайтеров, как уничтожался в прошлом труд советских людей, много работавших днем, а вечером пытавшихся купить на свою зарплату продукты, которых постоянно не хватало.
Дмитрий Травин, экономист