Posted 26 октября 2022, 09:40
Published 26 октября 2022, 09:40
Modified 1 февраля, 19:32
Updated 1 февраля, 19:32
После начала порухи России принято предсказывать судьбу Ирана или Северной Кореи. Но читаю западных аналитиков, и у них совсем другой взгляд на будущее России: она будет вторым изданием ЮАР времен апартеида (1960-80-е годы). В частности, такой анализ дает Клара Феррейра Маркес из Bloomberg.
Очень уж много схожего в судьбе двух стран. Вплоть до того, что и в России официальная идеология стала крайне правой, и у ЮАР был аналог «русского мира» — «южноафриканский мир», ее соседи Намибия, Ангола, Мозамбик и Зимбабве, в которых она вела идеологические войны.
Устройство обществ ЮАР и России тоже схоже. Наверху — 10%, хорошо вписавшиеся в рынок (в ЮАР это белое меньшинство), еще 10% — относительно вписавшиеся (в ЮАР это цветные — мулаты, индийцы, азиаты), а внизу — 80% «неудачников».
Про особенности санкций против ЮАР написано немало, можно найти и почитать. Кратко лишь отмечу, что их можно разделить на два периода.
Первый относительно мягкий, 1962–1982 годов — его можно уподобить санкциям против России в 2014–2021 годах. ЮАР продолжала быть важной частью глобальной экономики — от ее поставок сильно зависели рынки золота, алмазов, платины, урана и редкоземельных металлов. Верхние 10% продолжали богатеть и при таких санкциях.
ЮАР нашла обходные пути для получения высоких технологий. Например, в стране было освоено лицензионное производство итальянских реактивных штурмовиков Aermacchi MB-326 (южноафриканское название — Impala). Был освоен выпуск французских истребителей Mirage III и Mirage F1 по лицензии. ВПК ЮАР был технологичным, его продукцию покупали страны третьего мира.
Главным другом режима апартеида стал Израиль. Вместе с израильскими учеными ЮАР была создана атомная бомба (и даже проведены ее испытания в океане).
Другие друзья, через которых ЮАР обходила санкции, особенно финансовые, — это британский Гонконг и Тайвань. Дошло до того, что расистская ЮАР присвоила всем жителям Тайваня статус «приравненные к белым» (honorary whites). Он давал гражданам Тайваня и эмигрировавшим оттуда все права на территории ЮАР, которые были у белых жителей страны.
Плохие времена для ЮАР наступили с начала 1980-х, когда к власти в США пришел Рейган, а в Европе левые вынудили местные правительства (особенно во Франции, Голландии и Германии, выходцами из которых были буры ЮАР) принять очень жесткие санкции против режима апартеида. В 1986 году США был принят «Всеобщий закон против апартеида», который вводил полный запрет на любые финансовые и экономические связи с ЮАР. Вслед за этим в течение двух лет из ЮАР ушли все ведущие американские, а также европейские компании. В стране начала бушевать инфляция, экономика падала, успехи в войнах на территориях «южноафриканского мира» сменились поражениями.
В условиях очень жестких санкций, похожих на нынешние антироссйские, ЮАР продержалась 8-9 лет. В 1989-91 годах режим вынужденно пошел на демократизацию (отмену апартеида). Поражение ЮАР, кстати, по времени совпало с поражением СССР.
У ЮАР было отнято ядерное оружие. Война за «южноафриканский мир» прекратилась. Но внутренне режим менялся постепенно, без революций. Фактически никто из верхушки апартеида не понес наказания за свои деяния. О том, как сейчас живет «демократизированная» ЮАР, тоже можно найти много материалов.
P. S. Кстати, в войнах ЮАР за свой «южноафриканский мир» только в одной Анголе погибли 500 тыс. человек (при населении страны в 30 млн — как сейчас на Украине). По Мозамбику (население тогда около 25 млн) оценки разнятся, но по нижней границе — 150 тыс. человек. За эти войны в ЮАР тоже никто не ответил.
Павел Пряников, журналист