Posted 26 октября 2022, 13:10
Published 26 октября 2022, 13:10
Modified 1 февраля, 19:32
Updated 1 февраля, 19:32
С созданием Специального координационного совета (СКС) заговорили о выросших полномочиях, ответственности и объеме работ губернаторов. Во многом, действительно, нагрузка на губернаторов выросла: им нужно, помимо всего прочего, справляться еще и с частичной мобилизацией и вообще активно помогать фронту, не забывая про ординарные задачи регионального госуправления.
Однако в этот экстраординарный период губернаторы получили не только задания, но и многие послабления, и избавились от некоторых головных болей, которые им постоянно досаждали ранее. Например, до СВО в Украине губернаторов отчитывали за недостаточное внимание к региональной периферии, за невысокую готовность решать локальные проблемы и реагировать на личные обращения граждан. Сейчас все это уходит на второй план и рассматривается менее пристрастно наверху.
Еще год назад в адрес многих губернаторов в регионах была активная критика, а сейчас ее, опять-таки, стало меньше. В случае чего губернаторы не станут тушеваться и найдут меры воздействия против местных информационных активистов, блогеров и т. д. <…>
Далее — губернаторы усилили свои возможности в плане регулирования внутриэлитных конфликтов и воздействия на фрондирующих акторов.
И наконец, главы регионов явно в предвкушении того, что никаких протестов пока не будет — в случае необходимости силовики жестко их разгонят. Это также значительно облегчает работу губернаторского корпуса и внутриполитического блока региональных администраций.
Более того, некоторые губернаторы вошли во вкус и почувствовали прелесть экстраординарных полномочий, которые могут быть описаны простой фразой условного губернатора: «как я сказал, так и будет». Этот управленческий феномен еще не расцвел пышным цветом в большинстве регионов страны, но, при нынешней динамике событий, это обязательно случится.
Короче говоря, не стоит думать, что федеральный центр выжимает из губернаторов последние соки. Нет, пределы управляемости и эффективности регионального госуправления в том виде, в котором оно есть в стране, слишком хорошо известны кураторам внутренней политики. Поэтому для того, чтобы требовать что-то экстраординарное (вакцинация от ковида, мобилизация), нужно сгрузить с губернаторов какие-то задачи. Иначе не взлетит, не сработает. Как это было с вакцинацией и с антиковидной политикой в целом. Ведь антиковидную политику последних двух лет очень трудно назвать успешной, если анализировать процесс в фактах.
И последнее, но самое главное. Ни о каких полномочиях губернатора над силовиками говорить не приходится, даже если формально главы регионов — старшие во всех этих оперштабах. За силовиками — ресурс, который они сдавать не собираются. Тот факт, что руководство страны решило, что в нынешний момент силовикам и губернаторам нужно больше взаимодействовать, не означает того, что руководители регионов смогут отдавать указания силовикам.
Из всего этого вывод простой: не стоит думать, что губернаторам сейчас очень тяжело и они, бедные, дней и ночей не спят и думают, как бы и бюджет нормальный на следующий год принять, и обманутым дольщикам или живущим в ветхом жилье побыстрее помочь. У губернаторов задача № 1 — это мобилизация в широком смысле этого слова. На все остальные вещи, в том числе и на экономику, инвесторов (потенциальных и нарисованных) сейчас можно обращать меньше внимания. Ну а с цифрами и отчетами наверх губернаторы работать умеют. Нужные отчеты в федеральном центре будут получены. Даже не сомневайтесь.
Дмитрий Михайличенко, политолог, автор Telegram-канала Scriptorium — для Telegram-канала «Кремлевский безбашенник»