Создание в соответствии с указом президента Специального координационного совета (СКС) и формирование на уровне субъектов Федерации оперативных штабов во главе с губернаторами, на наш взгляд, вряд ли способно кардинально повысить роль глав регионов в вопросах безопасности и, тем более, возвысить их над региональными силовиками.
Система сдержек и противовесов в региональной политике в последнюю четверть века развивалась ровно в противоположном направлении: контроль силовой корпорации над действиями региональной власти и «встраивание» губернаторов в формат не более чем «первого среди равных» среди региональных силовиков и других «федералов», транзитом из статуса «князька» времен «берите суверенитета, кто сколько может».
Конечно же, в каждом конкретном регионе, с конкретными руководителем и «силовиками», «уравнение» взаимоотношений формируется свое, по-своему уникальное. Но общее значение в них всех заключается в одном: при внешне очень доброжелательных взаимоотношениях все тщательно наблюдают за соблюдением всеми законности и «неписанных правил», в случае нарушений тщательно их документируют и ждут «отмашки» (которая дается, если наверху будет принято политическое решение «дать ход» разработкам).
Безусловно, в случае направления в регион представителя крупной и влиятельной федеральной элитной группы, либо если сам губернатор является крупной политической фигурой, ситуация выглядит совсем по-другому…
Как пример можно рассматривать ситуацию с осужденным кировским губернатором Никитой Белых и его командой. Он вполне спокойно возглавлял комиссии и штабы с силовиками (например, являлся руководителем антитеррористической комиссии, в которую входят все силовики), взаимодействовал с ними по всевозможным вопросам — все было хорошо, пока не случилось дело «о получении взятки». Дальше все силовики вытащили свои наработки, передали их следствию, а суд отправил экс-губернатора «на зону» сначала заведовать библиотекой, а потом и шить рабочие рукавицы… А до этого кировские силовики вполне себе нормально ходили на совещания с губернатором (и, вероятнее всего, даже на «узкие посиделки» по случаю ведомственных и государственных праздников, хотя необходимо заметить, что в некоторых «особых случаях» главные силовики этого не делают, что является «звоночком» для губернатора), решали общие задачи.
Поэтому ожидать, что эта тщательно отстраиваемая десятилетиями система внезапно изменится на абсолютно противоположную по смыслу, пожалуй, не стоит. Это почти нереализуемо, да и задачу такую вряд ли может позволить себе поставить федеральная власть…
Telegram-канал «Поднять перископ!»