Почему проблема с эмбарго на нефть из РФ — более сложная, чем это нам объясняют начальники?
Проблема здесь вот в чем.
Фундамент, на котором держится бюджет, — нефтегазовые доходы. Тут ничего не изменилось, и до самого последнего времени эти доходы находились на рекордном уровне — почему, собственно, мы и продолжаем жить в иллюзии, что с экономикой «все в порядке».
Однако для правительства, которое строит все свои планы с опорой на нефтегазовый фундамент, важны не только сами доходы (их объем), но и регулярность их поступления. То есть нефть нужно не просто продавать, но и регулярно отгружать. А история с «тайным флотом танкеров», на которых нефть из РФ будет доставляться потребителям из Юго-Восточной Азии (в теории), — это проблемная история. Все равно что доставлять грузы на машинах, у которых нет ни техосмотра, ни номеров, а у водителей нет документов — ездить они будут, но… всякое может случиться.
В этой ситуации РФ как экспортер нефти начинает критически зависеть от небольшой группы покупателей, которые этой ситуацией обязательно воспользуются.
Впрочем, у правительства в случае сокращения нефтяных доходов есть понятный и простой вариант действий: раньше власть делилась с людьми нефтедолларами, а теперь нефтеюанями делиться не будет. Вот и все.
Дмитрий Прокофьев, экономист, автор Telegram-канала «Деньги и песец»