Интересные дела в Китае происходят (как яркая картинка — удаление прямо со съезда бывшего главы страны, старика Дядюшки Ху; до такого даже Сталин не доходил, чтобы НКВД тащило партийных бонз прямо с трибуны).
Вероятно, заканчивается НЭП в Китае. Тут тоже аналогия с СССР. США накачали Советский Союз перед большой войной, после которой ученик встал в конфронтацию с учителем. Так теперь и в Китае — Америка вырастила на своих технологиях и знаниях мощного зверя.
Вероятно, у Китая тоже впереди большая война. Наверное, начнется все с битвы за Тайвань, а дальше только вырастет аппетит у Пекина. У него есть территориальные претензии ко всем соседям. Самый опасный из них — Индия, как обладатель ядерного оружия.
Старик Бжезинской говорил, что Азия обязательно пройдет через большую войну, вероятно, и с атомными ударами. Европа прошла через две мировых, а Азия — лишь один раз. Будет наверстывать, так как по времени роста до империалистической экспансии она запаздывает по сравнению с Западом.
В целом вообще видим сейчас большое историческое разочарование по всему миру. Мир «белых людей» (Европа + США/Канада + Австралия/Новая Зеландия) так и остался исторической аномалией. Оказалось, что одних технологий и денег недостаточно для того, чтобы преодолеть архаику. Нужен большой багаж культуры и особенной истории (сложения разных уникальных теорий и практик в единый концепт). Та самая историческая колея.
Но понаблюдаем за Китаем. Еще один вариант, который устроит весь мир (и в том числе Россию, которой не поздоровится от звереющего монстра у ее ворот), — развал Китая. Исторически это очень хрупкая конструкция, почти всю историю пребывавшая во внутренней смуте, геноцидах и голодоморах. Ну и плюс в завоеваниях внешними силами. То, что страна уже больше 70 лет (с 1948 года) находится в неком равновесии, — тоже историческая аномалия.
Павел Пряников, журналист