Лидер Китая Си Цзиньпин на прошедших съезде компартии Китая и пленуме ЦК КПК получил, на первый взгляд, все, что планировал. Но, как мне кажется, ему еще есть к чему стремиться.
Напомним, что Си Цзиньпин был избран на третий срок на посту генерального секретаря ЦК — вопреки устоявшимся с начала 1980-х годов партийным традициям и заветам Дэн Сяопина, творца китайского экономического чуда. В марте 2023 года, вне всякого сомнения, Си Цзиньпин на третий срок станет и председателем КНР (президентом), он сохранил за собой полномочия главы военного совета ЦК КПК и центрального военного совета КНР (верховного главнокомандующего).
69-летний Си Цзиньпин сломал заложенные Дэн Сяопином традиции не только в отмене механизма ротации, которая предполагала лишь два срока по пять лет на высоком партийном посту, а также выход на пенсию после 68 лет. Си Цзиньпин стал использовать эту систему произвольно. «Правило 68 лет» к кому-то по-прежнему применяется, однако близкие к Си Цзиньпину функционеры легко идут на повышение, хотя уже по возрасту перешагнули этот барьер.
На съезде товарищ Си изгнал с важных позиций представителей «фракции комсомольцев» — т. е. выходцев из руководства Коммунистического союза молодежи Китая, которых он всегда подозревал в нелояльности. Их высшего покровителя, бывшего генсека ЦК и председателя КНР Ху Цзиньтао подвергли публичному унижению: прямо перед началом церемонии закрытия съезда сотрудники аппарата извлекли его из кресла в первом ряду президиума и вывели из зала под объективами телекамер, в том числе иностранных журналистов.
Теперь говорится, что это было сделано из-за плохого самочувствия ветерана — здоровье у него, действительно, неидеальное. Однако на съездах КПК случайных происшествий не бывает. Спектакль с 79-летним Ху Цзиньтао, похоже, был разыгран для того, чтобы показать — товарищ Си больше не намерен оглядываться на влиятельных старичков-отставников, которые ранее играли важную закулисную роль в партии и имели свои группировки выдвиженцев.
Политбюро ЦК и его постоянный комитет теперь укомплектованы исключительно функционерами, лично преданными Си Цзиньпину. Весной будущего года место премьера госсовета (главы правительства) вместо «комсомольца» Ли Кэцяна займет близкий к товарищу Си глава партийной организации Шанхая Ли Цян, хотя его многие обвиняют в грубых ошибках при проведении карантинного локдауна, которые надолго парализовали экономическую столицу Китая. У него нет ни малейшего опыта работы в правительстве, однако он привык ловить на лету все приказы верховного начальника.
На съезде в уставе КПК были закреплены положения о том, что Си Цзиньпин — это «ядро» партии, а сама партия руководствуется идеями Си Цзиньпина о социализме с китайской спецификой в новую эпоху. Они характеризуются как «марксизм современного Китая, марксизм XXI века, а также квинтэссенция китайской культуры и китайского духа в современную эпоху».
Однако товарищ Си все же получил не все — он, например, не имеет пока поста председателя ЦК, который был ликвидирован после смерти Мао Цзэдуна в ходе реформ Дэн Сяопина. Такой статус позволяет находиться на вершине власти неограниченно долго, до самой смерти. Однако Си Цзиньпину после завершения его только что начавшегося третьего пятилетнего срока вновь придется продлевать свои верховные полномочия. Не имеет он пока, в отличие от Мао Цзэдуна, и статуса «вождя партии», который важен для полноценного формирования культа личности. Короче, товарищу Си еще есть над чем поработать.
Василий Головнин, журналист