В минувший четверг совет ЕС ввел новые санкции против Ирана — на этот раз за поставку беспилотников, которые, как утверждают еврочиновники, российские войска начали активно использовать для нанесения ударов по территории Украины. При этом в Тегеране отрицают, что поставляли России дроны, а официальный представитель МИД РФ Мария Захарова заявила, что сообщения об использовании Россией иранских БПЛА — «это не более чем набор умозаключений и притянутых за уши утверждений».
Тем не менее государства ЕС приняли решение заморозить активы трех физических лиц и одного юридического, «ответственных за поставку дронов». Правда, столь скоромный объем санкций наводит на мысль, что в Брюсселе хотели сделать скорее политический жест, чем оказать реальное давление на Иран.
Вполне возможно, что при этом были учтены интересы Соединенных Штатов. Вашингтон, несмотря на решимость всячески помогать Киеву, сейчас не готов к резкому обострению отношений с Тегераном. И явно не будет готов как минимум до тех пор, пока не поставит точку в запутанных переговорах по возобновлению Совместного всеобъемлющего плана действий по иранской ядерной программе (СВПД, он же «ядерная сделка»).
Стоит отметить, что в этот же четверг глава МИД Ирана Хосейн Амир Абдоллахиан заявил, что удовлетворен тем, как идет процесс реинкарнации «ядерной сделки». «Могу сказать, что все на верном пути и все протекает правильно», — сказал он.
Тема иранских беспилотников важна отнюдь не только в контексте событий на Украине. То же заявление насчет СВПД Абдоллахиан сделал не где-нибудь, а на совместной пресс-конференции с главой МИД Армении Араратом Мирзояном. При этом сейчас достаточно активно обсуждается версия, что армяне купят иранские дроны в противовес прославившимся в последней войне за Карабах «Байрактарам», которые Азербайджану поставляет Турция.
Об успехах Ирана в создании этого вида оружия в среду говорил лидер Исламской республики Иран аятолла Али Хаменеи. «Когда несколько лет назад были опубликованы фотографии наших дронов, звучали слова о том, что это фотомонтаж. Теперь эти беспилотники называют грозными», — цитирует его высказывание Bloomberg.
Интерес к БПЛА в мире сейчас весьма велик, но все же вряд ли кто-то будет готов тратить деньги, покупая что попало. В этом смысле многие эксперты отмечают, что Ирану, против которого, казалось бы, уже давно введены все мыслимые экономические санкции, удалось начать массовое производство пусть простого, но достаточно эффективного оружия. Если верить военному советнику Хаменеи генерал-майору Яхья Рахиму Сафави, то в очередь за покупкой иранских беспилотников сейчас выстроились 22 страны.
Помимо Армении, в их числе был упомянут Таджикистан. Здесь стоит отметить, что в мае этого года иранское информагентство ИРНА сообщало, что в Таджикистане открылось предприятие по производству иранских беспилотных летательных аппаратов Ababil-2, однако в Душанбе эту информацию официально не подтверждали.
Точно так же, как в поставках беспилотников вырисовываются очертания своего рода «противоборствующих команд» (Армения и Иран против Азербайджана и Турции), ведется поиск союзников и на рынке оружия, способного эти дроны сбивать. В связи с этим сейчас много разговоров про интерес Украины к современным средствам противовоздушной и противоракетной обороны, необходимых ей, чтобы «закрыть небо».
Помимо США и Европы, которые пока передают Украине комплексы ПВО и ПРО весьма дозированно, Киев видит потенциальным источником такого вооружения Израиль. В первую очередь, речь зашла про знаменитый «Железный купол». Это система ПРО, предназначенная для защиты от неуправляемых тактических ракет с дальностью полета от 4 до 70 километров. Его первая батарея начала защищать израильское небо в марте 2011 года и показала немыслимую прежде эффективность — к концу 2014 года, когда боевое дежурство несли уже девять батарей, ими было успешно сбито 1200 ракет, запущенных палестинскими арабами.
О том, что Украина хочет получить «Железный купол», израильская газета The Jerusalem Post сообщала еще в начале июня этого года со ссылкой на украинского посла Евгения Корнийчука. «Нам не нужно пожертвование, мы хотим его купить», — заявил тогда он. Однако уже к тому времени было понятно, что это совсем не так просто.
9 марта 2022 года, когда российская специальная военная операция на Украине продолжалась еще менее двух недель, заместитель госсекретаря США по политическим вопросам Виктория Нуланд на слушаниях в Сенате заявила, что передача Киеву «Железного купола» (разработанного при финансировании США) будет связана со «значительными трудностями», поскольку для этого требуются подготовка и умение с ним обращаться. Кроме того, препятствием могут стать соглашения Израиля и США, касающиеся экспорта оборонной продукции.
Возможное начало поставок Украине израильского оружия вновь стало обсуждаться в середине октября, что вызвало резкую реакцию Москвы. Заместитель председателя Совета безопасности России Дмитрий Медведев предостерег Израиль от такого шага и предупредил, что это разрушит двусторонние отношения.
В итоге запланированный на этот четверг телефонный разговор между министром обороны Израиля Бени Ганцем и его украинским коллегой Алексеем Резниковым был отложен по просьбе Киева. Такое решение украинская сторона приняла после выступления Ганца в среду. Тогда он заявил, что хотя Израиль вместе со странами НАТО поддерживает Украину, но по-прежнему отказывается поставлять Киеву летальное оружие «по оперативным соображениям».
Как видно, Израиль не готов играть в одной команде с Украиной против России. Зато, похоже, у него нет опасений бросить вызов Турции. Пару месяцев назад в СМИ появилось сообщение, что сделку о покупке «Железного купола» начали оформлять власти Кипра, которые рассчитывают с его помощью защитится от угрозы турецких авианалетов.
Михаил Макаров