На завершающейся неделе самое масштабное экономическое решение в России потянуло сразу на триллион рублей — именно столько по распоряжению премьер-министра Михаила Мишустина будет направлено из Фонда национального благосостояния (ФНБ) на покрытие дефицита федерального бюджета в 2022 году.
Эти деньги пойдут, в том числе, на исполнение в полном объеме социальных обязательств перед гражданами, а также на компенсацию государственных заимствований, погашение госдолга и предоставление бюджетных кредитов регионам.
Много это или мало? За 30 дней сентября ФНБ похудел на 1,078 трлн рублей и к 1 октября его общий объем составил 10,792 трлн рублей. Так что подобная единоразовая трата выглядит весьма солидно. Тем более что на такие цели, как покрытие дефицита бюджета, деньги из ФНБ ранее не выделялись, потому что госказна долгое время не просто успешно сводила концы с концами, но и делала это с прибылью (профицитом).
Как объясняет глава Минфина Антон Силуанов, скоро конец года, когда осуществляются основные бюджетные расходы, так что настало время привлечь средства из ФНБ. Правда, министр при этом дал понять, что власти не собираются лазить в «заначку», чтобы затыкать все возникающие дыры. «Мы так договорились в правительстве, что ФНБ — все-таки инструмент больше для стимулирования роста, для развития, для инфраструктуры. (…) Поэтому очень аккуратно предлагаем пользоваться средствами ФНБ для расходов, максимально будем задействовать финансовый рынок для финансирования наших обязательств», — сказал Силуанов.
Что касается других источников покрытия расходов, которые растут в том числе из-за продолжающейся специальной военной операции, то здесь зачастую на ум приходит простое решение — увеличить фискальную нагрузку на население. Как рассказал Силуанов, такой вопрос уже обсуждался в правительстве, но там решили, что это слишком чувствительная тема, чтобы рубить сгоряча.
«Мы договорились о том, что будем прибегать к мерам увеличения налогов на население не то что в крайнем случае — вообще их трогать не будем. Поэтому мне кажется, что вопрос увеличения налоговой нагрузки на граждан сейчас неактуален», — рассказал глава Минфина. Также, по словам Силуанова, сейчас «далеко не самое подходящее время» для каких-либо решений о повышении платежей.
Что касается отмены плоской шкалы подоходного налога (НДФЛ), которая произошла в 2021 году, то Силуанов положительно оценил эффективность этой меры. «Прогрессия у нас была сделана под конкретную задачу — поддержки детей, больных сложными, дорогостоящими болезнями. Эта цель решается, фонд „Круг добра“ собирает значительные ресурсы — в этом и следующем году около 140 миллиардов рублей, больше в два раза, чем мы рассчитывали», — отметил министр, добавив, что дополнительно увеличивать налогообложение по прогрессивной шкале тоже не стоит, поскольку это отрицательно отразится на доверии к действиям правительства.
В конце недели Центробанк России сообщил, что зафиксировал существенный отток вкладов. В сентябре средства россиян на банковских счетах сократились почти на полтриллиона рублей. Причиной этого в ЦБ называют повышенный спрос на наличные и отъезд россиян за рубеж после начала частичной мобилизации.
Предыдущая волна вывода денег из банков прокатилась в феврале этого года — тогда остатки на счетах и депозитах физических лиц сократились на рекордные 1,2 трлн рублей.
В ведомстве Эльвиры Набиуллиной отмечают, что новый заметный отток средств пришелся на вторую половину сентября. «Увеличилось количество уехавших из страны людей, которые брали с собой наличные деньги. Кроме того, граждане склонны снимать наличные средства в ситуации стресса или неопределенности, как это было, например, в начале года, но потом обычно возвращают деньги в банки», — говорится в обзоре ЦБ.
«Изменения на рынке труда у нас сейчас идут глобальные. Несмотря на то, что показатель по безработице на исторически низких минимумах, мы все прекрасно понимаем, что работодатели у нас сейчас испытывают значительнейший дефицит в кадрах», — заявила замминистра труда и социальной защиты Елена Мухтиярова.
По данным Росстата, уровень безработицы в августе 2022 года снизился до нового минимума в 3,8%. До этого исторический минимум по безработице составлял в России 3,9%, на таком уровне она держалась в мае–июне текущего года.
При этом суммарная задолженность по зарплате в РФ за сентябрь 2022 года выросла на 97,4 миллиона рублей (или на 11,5%) и на 1 октября составила 942,4 миллиона рублей.
По видам экономической деятельности численность работников, перед которыми имелась задолженность, распределилась следующим образом: обрабатывающие производства — 41,6%; строительство — 13,2%; сельское хозяйство, охота и предоставление услуг в этих областях, лесозаготовки — 9,5%; добыча полезных ископаемых — 7,7%; обеспечение электрической энергией, газом и паром, кондиционирование воздуха — 6,2%; водоснабжение, водоотведение, организация сбора и утилизации отходов, деятельность по ликвидации загрязнений — 5,9%; научные исследования и разработки — 5,8%; транспорт — 5,7%.
Портфель ипотечных кредитов в этом году превысил долю потребительских впервые в истории российского розничного рынка, сообщил вице-президент, замглавы департамента розничного бизнеса ВТБ Евгений Дячкин. По его оценке, «рынок ипотеки — по-прежнему один из самых здоровых в российской рознице, здесь уровень просрочки не превышает одного процента». При этом рынок потребительских и автомобильных кредитов развивается медленнее — во многом за счет сокращения продаж на фоне высоких ставок.
Как сообщили в ЦБ РФ по результатам анализа данных крупнейших бюро кредитных историй, сокращение задолженности по необеспеченным потребительским кредитам привело к уменьшению долговой нагрузки домохозяйств впервые за семь лет. Во втором квартале она снизилась на 0,2 процентного пункта (до 11,4%). А вот по кредитным картам долговая нагрузка выросла до 2,7%, так как увеличился спрос на этот продукт. Общее количество банковских заемщиков за указанный период уменьшилось с 42,4 до 42,1 млн человек.
Что касается ипотеки, то размер новых кредитов продолжает увеличиваться на фоне роста цен на жилье. Это связано в том числе с широким распространением льготных программ от застройщиков. По таким программам предоставляются кредиты по экстремально низким ставкам с одновременным завышением стоимости недвижимости. В то же время во втором квартале 2022 года снизилась с 6,1 до 3,9% доля ипотечных кредитов с первоначальным взносом, оплаченным за счет необеспеченного потребительского кредита.
Счетная палата в своем заключении на проект федерального бюджета на 2023–2025 годы отметила ряд негативных сценариев, которые не были учтены в прогнозе социально-экономического развития страны на этот срок.
В их числе ведомство Алексея Кудрина называет возможное сокращение объемов экспорта нефти и нефтепродуктов с учетом введенных в отношении России санкций и высокой вероятности рецессии в мировой экономике. Кроме того, отмечается, что в прогноз не был включен вариант недостаточного роста промежуточного и инвестиционного импорта, а также не были описаны риски, связанные с недостижением необходимых темпов роста потребительского спроса.
Прогноз был разработан правительством в двух вариантах — базовом и консервативном, причем основным считается первый, согласно которому российская экономика перейдет к восстановительному росту уже в начале 2023 года, а по итогам 2024 года большинство основных показателей превысит докризисные значения. Однако в Счетной палате полагают, что «вероятность рецессии в развитых странах и ужесточение действующего санкционного режима по сути уже реализованы, но не учтены ни в базовом, ни в консервативном варианте прогноза».
Михаил Макаров