Posted 18 октября 2022, 10:30
Published 18 октября 2022, 10:30
Modified 1 февраля, 19:30
Updated 1 февраля, 19:30
Японский безработный Тэцуя Ямагами, который 8 июля на предвыборном митинге застрелил из самопала собственной сборки экс-премьера Синдзо Абэ, уже почти добился своей главной и, казалось бы, недостижимой цели.
Дело в том, что сразу после ареста он заявил, что не имеет особых претензий к убитому им влиятельному политику. А беспредельную ненависть испытывает к религиозной организации «Союз семей за всеобщий мир и объединение», которую в Японии обычно именуют ее прежним названием «Церковь объединения». Ямагами страстно желал уничтожения этой структуры, которая выманила у его матери в качестве пожертвований почти все деньги, что обрекло семью на банкротство и нищету. Ну а Синдзо Абэ попал, как говорится, под горячую руку, поскольку имел неосторожность направить приветствие одному из мероприятий церкви, с основателем которой был в тесных отношениях его дед.
Убийство экс-премьера спровоцировало взрыв общественного интереса к этой религиозной организации, последовали многочисленные скандальные разоблачения ее связей с политиками. Репутация у «Церкви объединения» — отвратительная, подавляющее большинство японцев считают ее опасной антиобщественной сектой, которая занимается мошенничествами и вымогательством. При этом проведенное в сентябре расследование показало: те или иные контакты с церковью имела почти половина депутатов парламента от правящей Либерально-демократической партии, включая министров. Общественность возмутилась, а уровень поддержки кабинета премьер-министра Фумио Кисиды покатился вниз.
Тем не менее глава правительства на требования оппозиции начать официальное расследование деятельности церкви очень долго отвечал уклончиво, ссылаясь на опасность нарушения религиозных свобод. Но ситуация явно стала принимать для премьера Кисиды нехороший оборот: последние опросы показали падение уровня его поддержки до черты в 30%. Это уже опасно, и Кисида сломался.
Он дал официальное указание применить в отношении «Церкви объединения» так называемое право задавать вопросы, которое правительство имеет по закону о религиозных организациях. Оно означает, что «Церковь объединения» будет обязана ответить на все пункты подробной анкеты, призванной полностью высветить все стороны ее сомнительной деятельности. По итогам проверки правительство имеет право подать в суд просьбу о роспуске этой группировки.
Она лишится всех налоговых и прочих льгот, которые имеют в Японии религиозные организации, столкнется с трудностями в оформлении недвижимости и имущества. Это не будет означать ее официального запрета, однако может открыть путь к уголовному преследованию руководства церкви. А уцепиться там есть за что: один из бывших функционеров этой организации рассказал, например, что последователей секты вынуждают отдавать десятую часть своих доходов при проведении молений и ритуалов.
Прихожане «Церкви объединения» обязаны делать ей крупные пожертвования при вступлении в брак и по другим важным событиям, а также по так называемым особым случаям. В частности, широко распространена практика уплаты крупных сумм для того, чтобы «избавить от страданий души предков». Причем некоторым верующим выкатывали счета за загробные мучения прапрадедов и прапрабабок в нескольких прежних поколениях на многие десятки тысяч долларов, а то и побольше.
Уверяют, что региональным отделениям церкви устанавливаются нормы по пожертвованиям, которые нужно кровь из носу выполнять. В 2016 году, по некоторым данным, была поставлена цель ежемесячно выколачивать со всей территории Японии подношения на сумму не менее 2,4 млрд иен (более $16 млн по текущему курсу). Сумма вроде невелика по масштабам крупных корпораций, но впечатляет. Поскольку ежемесячно ее нужно изъять из доходов сбитых с толку людей.
Короче, материалов для потенциальной уголовщины полно, «Церковь объединения» вроде идет к разгрому, а убийца экс-премьера Абэ имеет все основания торжествовать в своей камере-одиночке.
Василий Головнин, журналист