Крики о том, что «понаехали» и «отбирают рабочие места», говорят прежде всего о кризисе страны и системы.
Ни в древнем Риме, ни в Нью-Йорке XIX века, ни в викторианском Лондоне, переполненных мигрантами, рабами и приехавшими из колоний гостями, таких разговоров не было. Да и посмотрел бы местный житель как на идиота на говорящего ему, что приехавшие отбирают вожделенные места чистильщиков сортиров и чернорабочих, устанавливают свои порядки. Логика простая была: мы сильные, молодые, крутые; все, что надо, возьмем, заработаем, завоюем; а если кто из новых выкобениваться начнет — к ногтю прижмем, а перед этим попользуем. Это ж мы — короли мира, кто нас посмеет обидеть?
Страх перед чужими, боязнь, что они что-то заберут, неуверенность в своих силах, неспособность самоорганизоваться, дать отпор, получить место под солнцем — это признак угасающей страны. И даже если всех «понаехавших» чудом выметут из России, все это останется. И кто-то другой будет продолжать притеснять местный народец — свято место пусто не бывает. А в стране с сильной полицией, властью, нормальными гражданами сколько бы мигрантов ни было — всех переварят.
Так что, крича про мигрантов, подспудно признаешь, что ты уже примерил на себя роль жертвы, неспособной ни защититься, ни грамотно распорядиться своей жизнью; ищущей оправдания, но не борющейся с сутью причин. Которая такова, что только кардинальная смена устройства страны, власти, организации общества, признание каждым гражданином, что он сам ответственен за себя и окружающее, — только это может изменить ход вещей. Но уж никак не очередной гон на трудовых мигрантов…
Андрей Никулин, преподаватель философии