Posted 17 октября 2022, 14:30
Published 17 октября 2022, 14:30
Modified 1 февраля, 19:30
Updated 1 февраля, 19:30
Илон Маск признал, что его попытки добиться деэскалации конфликта на Украине не приносят результата. «Я пытаюсь изо всех сил деэскалировать эту ситуацию — и, честно говоря, безуспешно», — написал Маск в соцсетях.
Маск по своей идеологии близок к Трампу. Он полагает, что сильная личность с лидерскими качествами, обладающая серьезным ресурсом, способна «отредактировать» существующую реальность. И, в общем-то, жизненный путь Маска во многом подтверждает это его убеждение. Сам Маск за свою жизнь уже успел очень многое и действительно внес целый ряд изменений в окружающий его мир, в том числе и на глобальном уровне.
Однако в украинском конфликте сплетены интересы, для трансформации которых требуются ресурсы, которых нет ни у одного, пускай даже крайне обеспеченного ими игрока. Украинский конфликт — часть регионального, макрорегионального и глобального конфликтов в их переплетении и взаимодействии.
Здесь есть два подхода: дать ему «выгореть» и внести редакторскую правку для перенаправления последствий в нужную сторону в точно выбранный момент, когда конфликт будет находиться в критической точке, — либо собрать пул игроков, обладающих совокупным ресурсом, сопоставимым с ресурсом накопленных вокруг этого конфликта противоречий, и пытаться редактировать конфликт в свою пользу в его ходе.
Второй подход сейчас применяет группа стран, которую можно назвать «Рамштайном» — в честь города, где проходят значимые встречи ее представителей. Это те самые союзники Украины, которые сейчас оказывают ей помощь и постепенно разворачивают конфликт в нужном им направлении.
Первый подход — это искусство, стратегия интуитивного управления реальностью. Второй подход — ремесло, системное решение конкретной задачи. Оба подхода имеют право на жизнь и могут дать результат. Однако искусство — это все-таки иррациональная категория, а вот системный ремесленный подход рационален. Поэтому союзники Украины предпочли не ставить на стратегию чуда, а методично додавить ситуацию до нужного им результата.
Маск пытается сделать то, что у него ранее неплохо получалось, — в одиночку найти слабое место конфликта и через него решить поставленную им задачу (кстати, совершенно необязательно, что эта задача похожа на то, что он артикулирует). Но его ресурс слишком мал для масштабов такого конфликта и задействованных в нем ресурсов, а также масштабов и ресурсов противоречий, заложенных в этот конфликт. И вообще — ни у кого таких ресурсов нет. Здесь работает только командная игра.
Маск умеет в стратегию чуда, но данная задача, похоже, выходит за рамки его умений. Поэтому он обозначил свое участие, но вынужден отступать, так как получил понимание, что проблема слишком велика для него. Проще зафиксировать поражение и уйти, чем бессмысленно и бесперспективно сжигать свой ресурс. <…>
Анатолий Несмиян, блогер, аналитик