Наделавшее шуму заявление президента Таджикистана Эмомали Рахмона на форуме «Россия — Центральная Азия» в Астане негласно поддержано всеми руководителями стран региона и говорит о том, что они, понимая свою необходимость для России сейчас, повышают ставки и будут играть в многовекторную политику.
Прозвучала отчетливая и на удивление прямая «просьба»: «чтобы не было политики к странам Центральной Азии как к бывшему Советскому Союзу». Любители изучать принципы колониальной политики и рассуждать об этом публично получили хорошую пищу для размышления.
Паррезия — в античной традиции это искусство говорить правду (чаще всего неприятную) вышестоящему, то есть в данном случае сюзерену. Рахмон нарушил византийский этикет и высказался достаточно жестко, хотя все это он мог сказать и кулуарно. При этом сам повод — неприезд на «несчастный форум в Таджикистане» федеральных российских министров — выглядит именно как повод, и это никто не скрывает.
Страны Центральной Азии, не говоря уже о других бывших советских республиках, не собираются выстраивать свои стратегии в логике постсоветского пространства, хотя, по сути, пока еще являются частью постсоветской империи.
Для всех республик Центральной Азии есть четкий ориентир — многовекторность, что предполагает развитие отношений не только с Россией, но и Китаем, а также странами Запада. Концепт «постсоветского пространства», напротив, предполагает ориентацию на один центр, то есть на Москву, но даже самое бедное государство постсоветского — пространства Таджикистан — не готово действовать таким образом.
Сейчас Москва не в том положении, чтобы наказывать за такую паррезию таджикского «князька», которого Москва долгое время не может уговорить войти в Евразийский экономический союз. В этом плане, скорее всего, российские власти спокойно отнесутся к высказанным «пожеланиям» (претензиям) и окажут больше уважения своим стратегическим партнерам. Вассальная геополитика на постсоветском пространстве становится, мягко говоря, проблематичной.
Дмитрий Михайличенко, политолог, автор Telegram-канала Scriptorium