Posted 14 октября 2022, 08:40
Published 14 октября 2022, 08:40
Modified 1 февраля, 19:29
Updated 1 февраля, 19:29
Почему новая волна эмиграции из нашей страны — это плохо для ее будущего, думаю, объяснять излишне. Однако хотелось бы поискать в таком положении дел хоть что-то хорошее.
Текущая волна российских эмигрантов отличается от предыдущих. Уезжающие сейчас люди более мобильны, чем когда-либо в истории; с позиций культуры и образования в гораздо большей степени открыты миру, нежели ранее. И им есть что терять — как с точки зрения нарастающей продолжительности жизни и, соответственно, растущей ее ценности, так и с точки зрения оставляемых ими в России социальных связей, активов и привычно спокойного окружения.
Более того, как правило, это люди, обладающие актуальными навыками и компетенциями — например, те же IT-специалисты. Соответственно, велик шанс, что в рамках стран-реципиентов текущие эмигранты не станут некоей стигматизированной и изолированной прослойкой общества, плодя новые «этнически однородные» гетто.
На сегодняшний день у российских эмигрантов есть шанс создать устойчивые и плотные сообщества в иных странах, причем сообщества не столько обособленные, сколько очерченные и открытые одновременно. Поясню: уезжающие сейчас из России, как правило, могут достаточно спокойно встроиться в мировой рынок труда, в кросс-культурную среду и в подчас новый тип существования в отрыве от России, но одновременно не обособляясь ни от нее, ни от принявшего их нового мира.
Рискну предположить, что в будущем России придется выстраиваться таким образом, чтобы инклюзия — в широком значении этого слова — встала, наконец, во главу угла. В любом случае разным, подчас атомизированным сейчас группам населения придется вести между собой переговоры. И тогда будут учитываться интересы если и не всех существующих сторон, с разными взглядами на будущее, то уж по крайней мере большинства из них. А значит, в этом сценарии даже эмигранты смогут дополнить палитру мнений о том, какой должна быть наша страна, став еще одним кусочком необходимого пазла в будущих переговорных процессах.
Пока же они могут за счет массовости покидания нашей страны послужить связующей нитью по линии «внешний мир — эмигрант — социальные связи эмигранта внутри России — Россия», не давая обществу замкнуться и окуклиться. Также именно они могут способствовать формированию более положительного отношения к России. Нормализация отношений с миром, уверен, нам также предстоит.
Несомненно, некоторым из эмигрантов хочется оставить в их неспокойно-гремящем настоящем как можно меньше общего с оставленной родиной, однако, думаю (и надеюсь), что таких все же меньшинство.
Хочется верить, что десятки тысяч молодых и образованных человек, покинувших Россию, — и, возможно, уже навсегда, — все-таки не растворятся в мире, а сумеют, пускай и неосознанно, сформировать многовекторный мост между текущей, «закрывающейся» и ограждающейся от внешнего мира Россией и Россией будущего, какой бы она ни стала.
Егор Паламарчук для Telegram-канала «Русский футурист»