Posted 13 октября 2022, 08:40

Published 13 октября 2022, 08:40

Modified 1 февраля, 19:29

Updated 1 февраля, 19:29

Владислав Иноземцев. «Малой кровью» тут не отделаешься

13 октября 2022, 08:40

Накануне Владмир Путин выступил на пленарной сессии «Российской энергетической недели», и, помимо всего прочего, в его выступлении высветились экономические иллюзии, надежды и фобии российской власти.

С одной стороны, стоит согласиться с президентом в том, что европейцы во многом перехитрили сами себя, когда перешли на спотовое ценообразование на газ (это им объяснили пару месяцев назад даже норвежцы, отказавшиеся поставить некоторое количество топлива по фиксированным ценам). И в том, что возможности «зеленой» энергетики тоже были переоценены, нет никакого сомнения. Как, собственно, и в том, что нынешний кризис обойдется странам ЕС в 300 млрд евро (хотя мне кажется, что реальные потери будут существенно бóльшими) и отзовется высокой инфляцией, частичным сокращением промышленного производства и общим замедлением роста.

С другой стороны, не любой убыток означает разорение — и тут вызывают скепсис слова о том, что в Европе приходится заготавливать дрова, кутаться в квартирах в одежду и экономить на самом необходимом (куда уместнее было бы озаботиться тем, чтобы никто не мерз в наступающую зиму в Сибири, а услуги ЖКХ не дорожали бы за год уже второй раз вместо обычного одного). Как раз накануне выступления Путина стало известно, что заполненность европейских подземных хранилищ газа превысила 90%, а цены на него с поставкой на следующий день (как раз 12 октября) опустились до $1000 за тыс. куб.м, что более чем втрое ниже пиковых значений конца лета.

Однако главное было не в проблемах Европы, а в проблемах России. Выступление президента послало ясный сигнал: Россия хочет поставлять топливо в Европу. Даже по оставшейся целой ветке «Северного потока-2». Даже через ненавидимую Украину. Хоть по дну Черного моря. И в виде сжиженного природного газа. В общем, «хоть чучелом, хоть тушкой», как говорится. Потому что реальной альтернативы европейскому рынку нет — и даже огромное внутреннее потребление (почти 72% от совокупной добычи газа) не спасает положение: отечественному потребителю часто свой газ не по карману (и это не исправить 100-тысячной субсидией), да и спрос будет сокращаться, так как экономика у нас не так чтобы растет.

Общее впечатление от речи президента сложилось вполне ясное: Путин как бы заговаривает ситуацию, что она вот-вот изменится — не может не измениться с учетом всего происходящего. Если не сегодня, то завтра, если не так, то этак. Однако шанс на решение проблемы кажется мне очень призрачным. Самое проигрышное дело в экономических решениях — постоянные метания. Это в России налоговое законодательство в последние годы корректировалось в среднем каждые две недели — зато и результаты соответствующие. В Европе время сожалений по разорванным энергетическим цепочкам прошло. В новые схемы и подходы инвестировано слишком много — и денег, и политического капитала. Ориентиры озвучены, работа пошла. Россия сделала ставку на «слабину» Европы. И, вероятно, просчиталась.

Никто уже не будет восстанавливать «Северные потоки» и обивать пороги «Газпрома». России придется выкручиваться без опоры на европейский рынок. Это, конечно, сложно, но это придется сделать. И начинать работу нужно как можно скорее — так как «малой кровью» тут не отделаешься…

Владислав Иноземцев, экономист, политолог — для Telegram-канала «Кремлевский безбашенник»

Подпишитесь