Принять закон, запрещающий военнообязанным без специального разрешения уезжать из России во время общей или частичной мобилизации, предложили накануне власти Крыма. При этом председатель госсовета республики Владимир Константинов призвал вносить уклонистов в реестр лиц, находящихся под иностранным влиянием. «Бегуны, бросившие Родину в критический момент, должны знать, что их действия без последствий не останутся», — заявил он.
И хотя пресс-секретарь президента РФ Дмитрий Песков, которого попросили прокомментировать эту яркую инициативу, уверил, в Кремле на этот счет «нет никакой позиции» и ему неизвестно, чтобы такое предложение кем-то рассматривалось, люди, опасающиеся получить повестку, продолжают спешно уезжать в соседние с Россией страны.
Можно сказать, что после объявления в России 21 сентября частичной мобилизации миграционные потоки в одночасье развернулись в диаметрально противоположную сторону — десятки тысяч человек хлынули не только в знакомые туристам Грузию и Армению, но и страны Центральной Азии. В то время, когда наиболее ретивые европейские страны решили наглухо отгородиться от обладателей российских паспортов, те же Казахстан, Узбекистан, Киргизия не только не отменили для них безвизовый режим, но и явно продемонстрировали приверженность «политике открытых дверей».
Сколько всего людей покинуло Россию, точно подсчитать сейчас не выйдет — более-менее достоверные (да и то разрозненные) данные есть о числе выехавших, но окончательные выводы по ним не сделаешь, поскольку значительная часть тех, кто пересек границу, вскоре возвращается обратно. Можно лишь сказать, что в конце прошлой недели Дмитрий Песков опроверг сообщения западных СМИ о якобы уже уехавших из РФ 700 тысячах граждан — это, по его выражению, «похоже на какую-то „утку“».
Как чаще всего бывает, проще тем, у кого есть деньги. Богатым россиянам нет нужны стоять в многодневных очередях на погранпереходах — они улетают из страны на зафрахтованных джетах. После 21 сентября резко вырос спрос на перелеты в частных самолетах, причем цена за одно место могла доходить до полутора миллионов рублей, что во много раз превышало обычные расценки.
The Guardian приводит высказывание директора компании Your Charter Евгения Бикова, который назвал ситуацию «абсолютно сумасшедшей»: число запросов на чартеры выросло с 50 штук в день до пяти тысяч и его компания не в состоянии обслужить всех желающих даже несмотря на то, что начала фрахтовать более крупные самолеты.
Правда, «элитные уклонисты» направляются не только в пресловутый Дубай, но и зачастую в те же безвизовые страны — Армению, Азербайджан, а также Турцию. Что касается последней страны, то еще в августе россияне опередили жителей Ирана и Ирака по количеству купленного там жилья, подсчитал Turkish Statistical Institute. Самыми популярными городами стали Анталья, Стамбул и Мерсин.
Людей с меньшими финансовыми возможностями активно «окучивают» посредники, предлагающие помощь в оформлении вида на жительство за рубежом. Как пишет РБК, чаще всего встречаются предложения помочь оформить ВНЖ в той же Турции, некоторые посредники предлагают свои услуги в Армении, Казахстане и ОАЭ. Цены разнятся: от 500 рублей за услугу (в этом объявлении предлагается не только оформление ВНЖ, но и подбор квартиры, «помощь с адаптацией детей», содействие с переводом денежных средств и т. д.) до 70 тысяч рублей «под ключ» (в описании говорится, что агент предлагает «полное сопровождение процесса получения турецкого вида на жительство» без предоплат и даже без наличия договора аренды жилья у клиента).
Юристы предостерегают, что тут надо быть осторожным — хотя само по себе получение ВНЖ с привлечением посредника или консультанта не запрещено, среди тех, кто предлагает такие услуги, сейчас появилось большое число мошенников.
Понятно, что уехать — только часть дела, надо еще найти, где жить. И тут волю диктуют суровые законы рынка — взрывообразно выросший спрос привел к столь же резкому росту цен на аренду недвижимости.
К примеру, в Узбекистане стоимость съемного жилья за последние два месяца взлетела вдвое. Если до этого «однушку» или «двушку» можно было снять за 300-450 долларов в месяц, то сейчас это обойдется уже в 600-1500 долларов. Ташкентские риелторы, опрошенные РИА Новости, говорят, что владельцы жилья даже начали выселять прежних арендаторов, чтобы заселить иностранцев по уже новым ценам.
Конечно, далеко не у всех жадность стоит на первом месте, но тех, кто поддался на соблазн, можно понять — по расчетам института прогнозирования при Минэкономразвития Узбекистана, доход от сдачи в аренду недвижимости в Ташкенте сейчас в три раза превышает средний доход валютного вклада: 10% против 3,4%.
В Казахстане на схожую ситуацию пришлось реагировать на правительственном уровне. «Из-за роста цен на арендное жилье наши граждане оказались в затруднительном положении. Ответственным органам необходимо принять соответствующие меры по стабилизации ситуации на рынке жилья», — заявил премьер-министр Алихан Смаилов, подчеркнув, что приоритетом тут должны стать «интересы казахстанцев».
Что касается права на работу для вновь прибывших, то тут никаких льгот ждать не стоит — все будет, как отметил Смаилов, «только в рамках установленного законодательства».
Власти в Астане столкнулись и с еще одной серьезной проблемой — приток приезжих ускорил рост инфляции. Как пояснил председатель Нацбанка Казахстана Галымжан Пирматов, заметную роль сыграл как раз рост арендной платы за жилье.
Докатился людской поток и до Киргизии, с которой у России нет общей границы. В этой стране спрос на аренду жилья, а затем и цены также выросли уже вдвое. В Бишкеке однокомнатную квартиру сейчас можно снять примерно за 370 долларов, а двухкомнатную — за 500 долларов.
Как в детской задачке про трубы и бассейн, если где-то что-то прибавилось, то в другом месте пошло на убыль. Частота запросов на аренду квартир в Москве после 21 сентября заметно снизилась, при этом, как говорят риелторы, сильнее всего упал интерес к элитной недвижимости. «Однушку» в российской столице теперь можно снять в среднем за 41,6 тысячи рублей (650 долларов) в месяц. Хотя надо отметить, что это все еще существенно дороже, чем в Бишкеке.
Михаил Макаров