Взаимные обвинения оппонентов в терроризме и нацизме-фашизме стали непременным атрибутом нового этапа международных отношений. Однако споры о том, кто из участников конфликта — террорист, а кто — фашист, приобретают геополитический смысл только тогда, когда соответствующие ярлыки становятся легитимизированы широким международным сообществом и его институтами. Ни в случае с Украиной, ни с Россией такого пока не происходит, поэтому громкое клеймение всего лишь выражает степень высокого накала страстей и выплеск эмоций.
К тому же в высказываниях российских официальных лиц украинская власть все последнее время преимущественно связывалась с нацизмом, а теперь вдруг она объявляется террористической, что хоть и схожие, но все-таки разные понятия.
Еще дальше заходит спикер Госдумы Володин, который, наряду с объявлением украинского режима террористическим, предложил считать всех, кто его поддерживает, пособниками терроризма. Однако если разобраться по существу, то при таком подходе в пособники автоматически записываются не только все страны коллективного Запада, но даже и условные союзники России и нейтрально настроенные государства, которые заявляют о приверженности принципам территориальной целостности и о необходимости прекратить конфликт, имея в виду, очевидно, обнуление ситуации до прежних февральских настроек.
Такая система деления мира на своих и врагов — с существенным преобладанием террористов, нацистов и их подручных — маргинализирует ее заявителя, собирательный образ которого все больше соответствует стандартам завернутого в дорогую упаковку экспортного продукта, готового при определенных условиях быть предложенным в качестве обмена на возможных переговорах с геополитическим большинством.
В том, что ряды системы поредеют и подвергнутся ротации, сомневаться не приходится, поскольку такой сценарий предопределен неизбежностью этапа стабилизации отношений с внешним миром. Вопрос — кто останется в президентском вагоне будущего, а кого отцепят, невзирая на публичные заслуги, а то и даже по причине слишком большой величины таких заслуг.
Telegram-канал «Мастер пера»