Алексей Макаркин. Покаяние перед предшественниками

11 октября 2022, 17:01

Поколенческие проблемы в современной России часто рассматриваются в контексте различий представителей старших возрастных когорт и молодежи. Но есть не менее значимая тема — эволюция взглядов старшего поколения. Ведь нынешние 60-70-летние россияне — это в значительной части электорат Бориса Ельцина на выборах 1991 года (57% при 76-процентной явке). Тогда им было по 30-40 лет. Сторонники демократических перемен, зрители «Взгляда», а несколько ранее — «Покаяния», которое в 1987-м посмотрели почти 14 млн человек.

Так вот про покаяние — на этот раз с маленькой буквы. Представляется, что нынешние подчеркнуто «государственнические» (иногда на грани надрыва) настроения большинства старшего поколения — это своего рода покаяние в сочетании с синдромом недоигранной игры. Покаяние перед предшественниками.

В 70-е годы можно было иронизировать над поколением, делавшим ракеты и перекрывавшим Енисей, — но для нынешних старших это великая эпоха, так как на их долю пришлось неизмеримо меньше достижений, свойственных индустриальному обществу. А психология осталась именно «индустриальной» — поэтому новые технологии в банковской сфере или IT не воспринимаются старшим поколением как существенные результаты. А превращение старой фабрики в современное модное пространство вообще представляется деградацией. Отсюда и символическое признание правоты не только военного, но и послевоенного поколений — а также тогдашних консерваторов, которые твердили о едином Союзе как высшей ценности.

Синдром недоигранной игры связан с тем, что в условиях перехода от индустриальной к сервисной экономике не только закрылись многие предприятия, но и поломались жизненные стратегии, которые были легитимными, соответствующими представлениям советского человека о должном. Тогда об этом мало кто задумывался — многие считали, что пройдет несколько трудных лет и все вернется на круги своя (только без дефицита в магазинах и с более достойными зарплатами — как «у них», на Западе).

Потом выяснилось, что возвращения не будет (более того, число закрывавшихся в рамках деиндустриализации предприятий увеличивалось), — и появилась фрустрация, которая с годами только усиливалась. В том числе и потому, что молодые разделяли ее все меньше и жили «не для совести» — вспомним Савву Игнатьевича из «Покровских ворот», который противопоставлял радость и совесть.

Алексей Макаркин, политолог — для Telegram-канала Bunin&Co

#Общество #Всегда актуально #Реакция
Подпишитесь