Массированный ракетный удар, нанесенный в понедельник по целям на всей территории Украины, резко обострил дискуссию вокруг вопроса о том, может ли эскалация российско-украинского конфликта привести к использованию оружия массового поражения (ОМП). Ни одно вооруженное противостояние в мире на протяжении последних 60 лет не вызывало подобных опасений. Но сейчас приходится констатировать, что сценарии ограниченного применения ОМП, в первую очередь, тактического ядерного оружия, всерьез обсуждают десятки политиков по всему миру.
Еще до атаки на Крымский мост разведслужбы США и союзных стран активизировали наблюдение за ядерными вооружениями России с применением средств воздушной и космической разведки — об этом сообщила газета Politico со ссылкой на действующих и бывших американских должностных лиц.
В минувшую пятницу президент США Джо Байден заявил, что ядерная война угрожает миру впервые со времен Карибского кризиса, разразившегося в октябре 1962 года. При этом он возложил вину за эскалацию на российское руководство и подчеркнул, что президент РФ Владимир Путин «не шутит, когда угрожает применить ядерное оружие».
Здесь стоит отметить, что до того в Белом доме отказывались от каких-то определенных заявлений на эту тему. В частности, в Пентагоне не раз говорили об отсутствии указаний на то, что в Москве принято какое-либо решение о применении ядерного оружия.
Тревогу главы Белого дома разделяют многие американские лидеры общественного мнения — от предпринимателя Илона Маска, по мнению которого «вероятность ядерной войны стремительно растет», до заклятого врага Байдена, экс-президента США Дональда Трампа, заявившего, что «мы должны прийти к незамедлительным переговорам или мы придем к третьей мировой войне».
На тот случай, если в ходе боевых действий на Украине будет применено ядерное оружие, Белый дом уже подготовил некий «план ответных действий», сообщил госсекретарь США Энтони Блинкен. При этом раскрывать какие-либо детали он отказался, лишь подчеркнув, что в целом Вашингтон нацелен на то, чтобы не допустить расширения существующего конфликта.
До того советник президента США по национальной безопасности Джейк Салливан заявил, что администрация Байдена предупредила Москву о «катастрофических» последствиях применения ядерного оружия на Украине. По его словам, власти США «были откровенны» и анонсировали «решительный ответ», который будет дан вместе с союзниками.
О том, что России грозят «серьезные последствия» в случае применения ядерного оружия, заявлял и генсек НАТО Йенс Столтенберг, отметив, что Альянс «внимательно следит за поведением России». При этом влиятельный американский сенатор Линдси Грэм заявил, что применение ядерного оружия на Украине будет означать «атаку на страны НАТО» и призвал Конгресс, а также союзников США по НАТО «донести до России», что на нее после этого «обрушится весь ад».
В отличие от официальных лиц, которые могут себе позволить лишь нарочито размытые формулировки (пусть даже с использованием слов «ад» и «катастрофа»), отставные политики, дипломаты и военные вольны выражаться более конкретно, в силу чего их зачастую используют для санкционированных «сливов информации». И тут в центре внимания оказались сразу несколько подобных утечек, появившихся в последние недели.
Если Россия применит ядерное оружие на Украине, то американские вооруженные силы в ответ нанесут «сокрушительный удар» по российскому Черноморскому флоту и базам в Крыму, заявил генерал-лейтенант в отставке Бен Ходжес, занимавший должность командующего армией Соединенных Штатов в Европе. Он дал понять, что выполнение таких задач может быть достигнуто без ответного применения ОМП.
Хотя генерал и подчеркнул, что считает описанный им сценарий «крайне маловероятным», он вместе с тем выразил уверенность, что реакция президента Байдена на применение любого стратегического оружия массового уничтожения будет «быстрой и жесткой».
Бывший директор ЦРУ Дэвид Петреус заявил о возможности даже еще более масштабных действий США: «Мы ответим общим усилием стран НАТО, чтобы уничтожить все неядерные силы России, которые мы сумеем разглядеть на украинском поле боя и в Крыму».
Петреус оправдал такой сценарий риском выпадения радиоактивных осадков на территории стран НАТО. Правда, при этом он оговорился, что все это лишь мнение ушедшего на пенсию разведчика.
Бывший советник президента США по национальной безопасности Джон Болтон заявил, что если президент России Владимир Путин задействует ядерное оружие, то последует американская атака, которая будет направлена на него лично.
Говоря об ответе США на возможную эскалацию конфликта с применением ОМП, Болтон подчеркнул, что глава государства — это центр принятия решений и контроля армии, то есть «законная военная цель».
«Россия должна понять, что любое применение ядерного оружия, пусть и ограниченное — неприемлемо. Даже ограниченное использование ядерного оружия для достижения своих целей, может коренным образом изменить характер конфликта и вызвать неисчислимые и невыносимые для Москвы потери», — подчеркивается обновленной ядерной доктрине Соединенных Штатов, опубликованной Пентагоном в 2018 году.
По мнению авторов этого документа, Россия считает возможным угрожать применением ядерного оружия, ожидая, что это парализует работу США и НАТО, тем самым положив конец конфликту на выгодных Москве условиях. В ответ говорится о необходимости расширения собственного ядерного потенциала США для того, чтобы «удерживать Россию от использования ОМП».
Хотя именно США выступают ведущей военной силой в НАТО и располагают наиболее обширным ядерным потенциалом, еще два участника Альянса обладают собственным ОМП — это Великобритания и Франция.
При этом глава британского кабинета министров Лиз Трасс в конце августа этого года (еще до вступления в должность) подчеркнула, что готова применить ядерное оружие в случае необходимости, отметив, что «это важная обязанность премьер-министра». Многими экспертами такое заявление было расценено как заявка Лондона на самостоятельность в этом стратегическом вопросе и решимость действовать без оглядки на необходимость консенсуса всех членов НАТО.
Иной позиции придерживается президент Франции Эммануэль Макрон. Он заявил, что следует проявлять сдержанность в заявлениях о возможном ядерном конфликте. «Я всегда отказывался от политики фикции. В частности, это касается и разговоров о ядерном оружии. Думаю, что в этом отношении нужно проявлять большую осторожность», — сказал глава французского государства.
В РФ подчеркивают, что полностью привержены позиции лидеров ядерного клуба о недопустимости развязывания ядерной войны, называя утверждения об угрозе применения Россией ОМП фейками.
Комментируя угрозы Болтона, в Кремле заявили о нежелании участвовать в ядерной риторике, отметив при этом, что безопасность президента «обеспечивается на надлежащем уровне с учетом всех имеющихся угроз».
О том, что «в контексте кризиса вокруг Украины именно американцы и их союзники активно пытаются ввести в публичный оборот ядерную риторику», говорил в своем недавнем интервью изданию «Аргументы и факты» глава МИД РФ Сергей Лавров.
«Что касается громких заявлений о неких последствиях для России, то подобный язык угроз, конечно же, неприемлем. Мы полностью оставляем их на совести соответствующих западных политиков. Дискутировать с ними на эту тему не намерены, это явно бесполезно», — добавил он.
Всем, кто желает узнать, сможет ли Москва применить ядерное оружие на Украине, необходимо «ознакомиться с военной доктриной РФ» — такой совет дал официальный представитель Кремля Дмитрий Песков.
Из этого документа следует, что Россия «оставляет за собой право применить ядерное оружие в ответ на применение против нее и (или) ее союзников ядерного и других видов оружия массового поражения, а также в случае агрессии против Российской Федерации с применением обычного оружия, когда под угрозу поставлено само существование государства».
О том, что США — единственная страна в мире, дважды применившая ядерное оружие, уничтожив японские города Хиросиму и Нагасаки, в своем выступлении в Кремле 30 сентября напомнил президент РФ Владимир Путин. «Кстати говоря, создали прецедент», — указал он.
Михаил Макаров