Нешуточное выяснение отношений происходит сейчас в Европе по поводу мер борьбы с безудержным повышением цен на газ. Толчком послужило решение правительства Германии, принятое 29 сентября. В тот день было объявлено, что самая мощная экономика ЕС, к тому же не обремененная большим государственным долгом, привлечет на финансовых рынках огромную сумму в 200 млрд евро для введения потолка цен на газ.
Эта мера направлена на облегчение положения домохозяйств и бизнесов, но большая часть денег пойдет на компенсации немецким энергокомпаниям, включая крупнейшую Uniper, которые после прекращения поставок трубопроводного российского газа вынуждены покупать газ на мировом спотовом рынке, что резко ухудшило их финансовое положение. При этом привлеченные средства будут концентрироваться во внебюджетном Фонде экономической стабилизации, который был создан для восстановления экономики после пандемии, но теперь срок его функционирования будет продлен.
Таким образом настаивающий на бюджетной дисциплине министр финансов Кристиан Линднер сможет в следующем году возобновить действие закрепленного в конституции ФРГ «долгового тормоза», что должно остановить разгон инфляции, достигшей 10%. Действие защитных финансовых мер должно продолжаться до весны 2024 г.
Между тем на уровне ЕС в целом уже много недель ведутся разговоры о необходимости введения общего потолка на цену газа, но согласие в этом отношении отсутствует. 30 сентября министры энергетики стран союза приняли разработанный Еврокомиссией пакет мер по облегчению бремени энергетического кризиса, который включал 33-процентный дополнительный налог на сверхприбыли нефтяных и угольных компаний. По расчетам ЕК, эта мера должна принести около 140 млрд евро, которые будут направляться на помощь домохозяйствам и малому и среднему бизнесу.
Вопрос о введении ценового потолка на газ на заседании министров всерьез не рассматривался. Однако одностороннее решение Германии по привлечению 200 млрд евро для защиты своего населения и бизнеса вызвало нескрываемое недовольство со стороны второй и третьей экономик ЕС — Франции и Италии. Суть критики заключается в том, что направление огромных финансовых ресурсов Германии на помощь своим компаниям в условиях общего энергетического кризиса позволит им обрести преимущество над соперниками из менее богатых стран, нарушая правила единого рынка.
3 октября министр экономики и финансов Франции Брюно Ле Мер заявил: «Крайне важно, чтобы мы сохраняли равные условия конкуренции между всеми членами еврозоны и между странами ЕС в целом. Если нет консультаций, если нет солидарности, если нет общей целевой поддержки бизнеса, если нет уважения к равным условиям конкуренции, то мы рискуем фрагментацией еврозоны».
4 октября еврокомиссар по экономике, итальянец Паоло Джентилони и еврокомиссар по внутреннему рынку, француз Тьерри Бретон опубликовали совместную статью в нескольких европейских изданиях. В ней они подчеркнули: «Сейчас более важно, чем когда-либо, чтобы мы избежали фрагментации внутреннего рынка, развязывания гонки за госсубсидиями и расшатывания принципов солидарности и единства, которые лежат в основе нашего европейского проекта». Джентилони и Бретон призвали к совместному привлечению средств на финансовых рынках для помощи всем странам ЕС в условиях энергетического кризиса.
Схема заимствования средств Еврокомиссией от лица всего ЕС использовалась в 2020 г. для создания общеевропейского фонда восстановления экономики после пандемии. Но тогда ключевую роль для ее принятия сыграла позитивная позиция Ангелы Меркель. Сейчас немало стран ЕС поддерживают повторение этой схемы с целью введения потолка цены на газ. Однако Германия, Нидерланды и Дания выступают против.
Ожидается, что эти темы будут в центре обсуждений на неформальном саммите ЕС в Праге 7 октября. Пока глава ЕК Урсула фон дер Ляйен лишь сообщила в среду, что она поднимет на встрече лидеров стран ЕС вопрос о необходимости временного потолка цен на газ и о том, чтобы меры финансовой поддержки не нарушали справедливую конкуренцию.
Александр Ивахник, политолог — для Тelegram-канала Bunin&Co