Posted 5 октября 2022, 15:29
Published 5 октября 2022, 15:29
Modified 1 февраля, 19:27
Updated 1 февраля, 19:27
У релоцированных соотечественников эйфория от пересечения границы постепенно сменяется разочарованием от тяжести быта. Понятно, что сначала все сосредоточились на главном — свалить. Но потом наступил завтрашний день, в котором себя нужно продолжать кормить, поить и одевать. К сожалению, не все успели адаптироваться к новым суровым условиям.
Еще пару недель назад в ленте запрещенного у нас ФБ (принадлежит компании Meta, которая признана в РФ экстремистской организацией и запрещена) почти каждый, кто пересек границу после 21 сентября, успел отчитаться об этом фоткой, подписавшись: «Поздравляйте, я перешел границу!», «Привет, Грузия!», «Кто еще в Ереване?» Эйфория — защитная реакция организма. Уехавшие пытаются оправдать свой отъезд и найти поддержку в социальных сетях. Конечно, никто никого не осуждает, каждый сам за себя, однако эйфория от переезда довольно быстро разбивается о быт.
Теперь вот люди пишут уже другие сообщения: «К кому можно подселиться?», «Ищу комнату в Ташкенте», «Я психолог, помогите с подработкой». Если у вас в друзьях есть кто-то из релоцировавшихся, то вы наверняка следите за их судьбой. У кого-то все хорошо — фотки у моря, вечеринки. Кто-то жалуется на непривычную инфраструктуру или ее отсутствие, а кто-то начинает размещать меньше контента, уделяя больше времени реальным проблемам. Кто-то же не справляется вовсе. Так рождается неудачный, но, тем не менее, бесценный опыт релокации, которым тоже важно делиться. <…>
Напомню, что в целом из России переместились не только айтишники, менеджеры и предприниматели, но и представители креативного класса — сммщики, дизайнеры, копирайтеры и сценаристы. Без их участия развитие страны может стать непростой задачей, поэтому сейчас крайне важно остановить «новый исход» специалистов.
Илья Гращенков, политолог