Пока часть демократической оппозиции (особенно уехавшей) переругивается и, похоже, мало интересуется тем, как живут сограждане, что же сейчас делают оставшиеся в России общественники и те партии, которые в стране формально действуют? Происходит ли вообще что-либо, кроме СВО? Ведь именно из этого произрастает то, что будет потом.
Начнем с общественников. Как бы ни было сложно, все общественные организации живы и делают то, что делали всегда (даже если это вне информационного мейнстрима и в условиях СВО мало кому интересно), — только часто менее публично, скорее, «в стол» и без лишней суеты и внимания. Продолжают свою работу и те, кто занимается проблемами коррупции, и зоозащитники, проходят даже некоторые акции в сфере гражданского просвещения (как это ни странно).
Наиболее заметна и важна работа различных проектов помощи беженцам и вынужденным переселенцам (например, сутками ожидающим пересечения балтийских границ граждан Украины), колоссальную самоорганизацию и помощь множества НКО и просто неформальных инициатив мы видим в новой волне миграции и в борьбе против нарушений гражданских прав при проведении мобилизации.
Что с партиями? Конечно, формально почти все они все одобряют и по-другому не могут, будучи заложниками системы. Однако есть большая разница в том, являешься ли ты при этом горячим сторонником СВО, или, вынужденно голосуя «за» по символическим поводам, в остальном все-таки делаешь акцент на том, чтобы максимально помочь людям и не дать репрессивным органам злоупотреблять своими и так огромными полномочиями.
С «Единой Россией» все понятно: она горячо одобряет и поддерживает. Ее сайт — это триумф бюрократического лоялизма: новости о подписании законов о присоединении новых территорий и горячей поддержке, доставка гуманитарной помощи и много-много официоза. Многие материалы отпугивают уже заголовками: «„Единая Россия“ предложила развивать научное приборостроение и генетические технологии в рамках Союзного государства». В общем, ощущение максимальной бюрократизации и формализма. Оно и понятно — ЕР была и остается партией административной и корпоративной мобилизации.
Главный агитразмах на тему СВО — это, несомненно, сайт КПРФ. Одни кричащие заголовки основных тем чего стоят: «Зюганов: Сейчас идет война с 4 рейхом», «Своих не бросаем! 102-й гуманитарный конвой КПРФ отправится на Донбасс», «20 октября РУСО проводит конференцию на тему: „Украинская государственность: правда и вымысел“», «4 октября депутаты фракции КПРФ в Госдуме и ЦК КПРФ в Москве провели встречу в память событий 1993-го года». Привычную ранее для КПРФ социальную тематику на сайте надо сильно поискать. Где-то сбоку — совсем незаметные материалы про давление на Павла Грудинина.
Неудивительно, что на фоне такого перекоса в одну тему на выборах 11.09.2022 процент партии по сравнению с 19.09.2021 упал почти в два раза. Сторонникам СВО «альтернативная партия реванша» не сильно нужна, когда есть партия сторонников лично Путина, а противники СВО ушли от КПРФ в более миролюбивые и травоядные партии или вообще не пошли на выборы.
Еще сильнее видна утрата позиций КПРФ по сравнению с сентябрем 2021-го по мажоритарным округам. На выборах ЗС, совмещенных с выборами Госдумы РФ, 19.09.2021 «Единая Россия» выиграла 682 мест из 800 по мажоритарным округам (в двух округах выборы были перенесены), или 85,25%. При этом иные мажоритарные округа, в отличие от прошлых лет, в основном отошли КПРФ (она выиграла 76 округов вместо 8 в этих же регионах в 2016-м). Таким образом, если в 2016-м доля КПРФ из побед кандидатов «не от ЕР» составляла по округам 15,7% (8 из 51), то в 2021-м — 64,5% (76 из 118) в тех же регионах. Доля побед кандидатов ЕР по мажоритарным округам 11.09.2022 почти не изменилась по сравнению с 19.09.2021. На выборах 11.09.2022 кандидаты ЕР выиграли 133 из 151 (88,1%) мест по мажоритарным округам на выборах депутатов ЗС и 233 из 262 (88,93%) мест на выборах горсоветов региональных центров. Однако из побед «кандидатов не от ЕР» у КПРФ на данных выборах лишь 4 из 18 побед на выборах в ЗС (22,2%) и 5 из 29 побед на выборах в горсоветы административных центров (17,24%).
Данный провал в сентябре 2022 года, конечно, не означает краха КПРФ: она сохраняет статус партии № 2 в стране, хотя и топит себя такой милитаристской вакханалией. И при росте протестной активности многие местные активисты все равно вынужденно будут идти от КПРФ. Однако это показывает, что локальный активизм не имеет почти ничего общего с играми федерального руководства партий в лояльность руководству страны, а избиратель все же ждет от партий и кандидатов социального оптимизма и направленности на решение каких-либо локальных проблем — его волнует в первую очередь внутренняя политика, а не внешняя.
На сайте «Справедливой России» новостей про СВО около половины (а не почти весь сайт, как у КПРФ). Главный материал сайта партии сейчас — «Сергей Миронов призвал Михаила Мишустина отказаться от внеочередного повышения тарифов ЖКХ». Иные основные материалы: «Сергей Миронов о вхождении в состав РФ ДНР, ЛНР, Запорожской и Херсонской областей», «Сергей Миронов: Сегодня исторический день для всех русских людей», «Сергей Миронов: Федеральный округ Новороссия — наиболее подходящее название для новых российских регионов».
Но кроме этого много и привычной для партии социалки: «„Справедливая Россия — За правду“ предлагает увеличить зарплаты учителей и предоставить им широкий перечень социальных льгот», «Олег Нилов о регулировании стоимости платных образовательных услуг», «Федот Тумусов об эксперименте с дистанционными рецептами для розничной торговли лекарствами», «Орловская область: Руслан Перелыгин направил обращение в региональное УФАС в связи с ростом цен в военторгах», «Сергей Миронов призвал Михаила Мишустина отказаться от внеочередного повышения тарифов ЖКХ», «СРЗП предлагает освободить от призыва в армию родителей, которые ухаживают за детьми-инвалидами».
Даже сайт ЛДПР совсем не весь про СВО — никакой экзальтации тут нет, в основном мелкая социальная тематика, отдельные акции помощи. Это неудивительно: теперь это совсем партия-франшиза (она была ей и ранее, но личный образ Жириновского все-таки смещал акценты), а региональный бизнес всегда ведет кампании в первую очередь с опорой на социальный патронаж и конкретные группы интересов.
Основные заголовки сайта: «России больше некуда отступать, Победа будет за нами», «ЛДПР защитит семьи мобилизованных от риска утраты социальных льгот», «Помогать жителям новых регионов ЛДПР будет непрерывно». Но далее — вполне социальные: «Ко дню учителя», про участие в акции «Сохраним лес», «Ярослав Нилов предложил отменить штраф за телефон за рулем» и т. д. Почти никакой кровожадности тут нет (не было и в кампании-2022).
На сайте партии «Новые люди» первое, что мы видим — баннер «Сообщите о неправомерной мобилизации» (ни у одной партии намека на это нет). Здесь же материал «Алексей Нечаев: Беспорядочный призыв не отвечает интересам России». Это самый «невоенный» из сайтов пяти парламентских партий. Про СВО напоминает разве что баннер «Адреса пунктов сбора гуманитарной помощи». По сути, это позиция «пытаемся менять то, что можем». Лидер партии «Новые люди» Алексей Нечаев в сентябре поднял в Госдуме вопрос о восстановлении доступа к Instagram (принадлежит компании Meta, деятельность которой запрещена в России как экстремистская), поскольку она начала «себя хорошо вести».
Иные материалы сайта — «Алексей Нечаев: Наш главный нацпроект сегодня — выжить, сохранив экономику, рабочие места и уверенность в завтрашнем дне», «„Новые люди“ предлагают отменить штрафы за нарушение ПДД для мобилизованных» и т. д. Почти все материалы сайта посвящены помощи гражданам и бизнесу и отмене различных запретов: «Новые Люди» сейчас предлагают от военной спецоперации перейти к экономической. Подается это как идея НЭП 2.0. («новая экономика, основанная на свободе предпринимательства, равных условиях и партнерстве с государством»).
Кстати, идею НЭП 2.0. у «Новых людей» пытается перехватить ЛДПР. Депутат Госдумы РФ от ЛДПР Станислав Наумов (кстати, бывший президент Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО), а также бывший вице-президент фонда «Сколково» и экс-председатель Ассоциации фармацевтических производителей Евразийского экономического союза) заявил, что в России настало время запускать «специальную экономическую операцию». В числе прочего он предложил упростить бюрократические процедуры по передаче предпринимательской деятельности мобилизованных граждан, предоставить для них налоговые льготы по НДФЛ, а также создать особую экономическую зону в Донбассе.
На сайте РОДП «Яблоко» главный материал — заявление федерального политкомитета «О неотложных мерах по предотвращению возможного ядерного конфликта». Из иных новостей сайта партии: депутат от «Яблока» Артур Гайдук просит власти не допустить гуманитарной катастрофы на пограничных пунктах Псковской области, «5 октября в офисе „Яблока“ пройдет презентация книги Юрия Дмитриева о Сандармохе», «11 октября в Партийном университете пройдет лекция экономиста Игоря Николаева „О перспективах российской экономики“». Общая тональность — гражданское просветительство и гражданская защита.
Сайт Российской партии пенсионеров за социальную справедливость (РППСС) живет в узком мире пенсий. Основные материалы — «Как распоряжаться пенсией онлайн?», «Пенсионный стаж без работы, как его получить?» Про СВО нет ничего.
Сайт «Родины» посвящен борьбе с Америкой, помощи Донбассу и немного новостям о жизни партии.
Сайт партии «Коммунисты России» посвящен исключительно советским праздникам, советским образам и вялым нападкам на КПРФ как «ненастоящих коммунистов».
Политическая роль иных партий настолько ничтожна, что даже и кандидатов на выборах от них почти не бывает.
Александр Кынев, политолог