На парламентских выборах в Италии победили крайне правые партии. Вместе они получат почти 44% голосов и уже начали коалиционные переговоры о формировании правительства. На первом месте наследники итальянских фашистов — партия «Братья Италии». Их лидер Джорджа Мелони и возглавит правительство.
Мелони — это практически итальянская Марин Ле Пен. Она в политике с 15 лет, когда стала членом Итальянского социального движения, созданного бывшими соратниками диктатора Бенито Муссолини. Тогда она нахваливала дуче, и многие считают, что своих взглядов не изменила и теперь, хотя, разумеется, перед выборами утверждала иное. По ее словам, она не была тогда достаточно самостоятельна в суждениях.
Теперь у Мелони будет пространство для самовыражения на посту премьер-министра. Ее партия «Братья Италии» набирают без малого 26% голосов, почти столько же, сколько вся левоцентристская коалиция, которая теперь окажется в оппозиции — свое поражение она уже признала. Популистское «Движение пять звезд» — прежние триумфаторы, несколько сроков подряд бывшие самой большой фракцией в итальянском парламенте, заняли третье место с 15% голосов.
Собственно, расклад сил в итальянском парламенте теперь будет следующим. По официальным данным, у «Братьев Италии» в Палате депутатов будет 235 мест из 630, а в Сенате — 112 из 315. У их основных соперников — левоцентристской коалиции — лишь 80 мест в Палате депутатов и 39 в Сенате. «Движение пять звезд» получает 51 место в нижней палате парламента и 28 — в верхней.
Все правые партии Европейского Союза сейчас празднуют победу итальянских ультраправых евроскептиков как свою. Показательно, что первыми Джорджу Мелони лично поздравили премьеры Венгрии и Польши Виктор Орбан и Матеуш Моравецкий. Так что Италия в своем позиционировании к ЕС уверенно встает в один ряд с другими правопопулистами.
Евроскептики рады, а в Европарламенте и Еврокомиссии опасаются, что это будет сильный удар по стабильности в ЕС. Италия долгие годы была «больным человеком» Европы, одно время она даже считалась следующим за Грецией кандидатом на фактическое банкротство и внешнее управление. И Сильвио Берлускони, возвращающийся во власть, приложил к этому руку. Как и Маттео Сальвини, один из лидеров третьей партии правящей коалиции — Лиги. Ситуацию сумел поправить предыдущий премьер, экономист, экс-председатель европейского Центробанка Марио Драги.
Теперь конец его «драгономике», которая после ковидной эпидемии сделала Италию самой быстрорастущей из крупных экономик ЕС. Кстати, изменится и внешняя политика. При Драги Италия была активным (как минимум, на словах) сторонником поддержки Украины и призывала принять ее как можно быстрее в Европейский Союз.
Новые же власти, хотя Мелони и отзывается скептически об актуальной политике Москвы, скорее примкнут в своих внешнеполитических симпатиях к Венгрии, не к антироссийской Польше. Берлускони уже предлагал выступить посредником на переговорах между Украиной и Россией от лица ЕС. Он же, как и Сальвини, традиционно выступал с критикой санкций в отношении России, поскольку, по его мнению, это в принципе неэффективный метод решения проблем.
Кроме того, правые обещают обезопасить итальянцев от резкого роста цен на газ и электроэнергию, что может подразумевать под собой отказ от ужесточения нефтегазовых санкций и прямые переговоры с Кремлем.
Таким образом, итальянские выборы могут иметь влияние как на украинский кризис, так и на ситуацию внутри ЕС. Прогнозы о том, что правопопулисты будут усиливать свои позиции в Европе, подтверждаются.