По поводу резкого «переформатирования» бюджета и увеличения расходов. Это в первую очередь отражает рост доли государственного заказа в экономике — и одновременно рост влияния экономической политики правительства на риски ведения бизнеса.
Проблема заключается в том, что резкое наращивание госрасходов — на любые цели — само по себе еще не является синонимом ни экономического роста, ни роста производства.
Рост бюджетных расходов по одним направлениям вызовет рост спроса на ресурсы (материальные и трудовые) — и таким образом спровоцирует дефицит этих же самых ресурсов в других отраслях, не затронутых правительственным заказом.
Сокращение бюджетных расходов по одним статьям и наращивание их по другим статьям может «сбалансировать бюджет», но «разбалансировать экономику». Нажав на «рычаг госзаказа», правительство может «сдвинуть вверх» промышленность, а всю экономику в целом — задержать.
При этом такая разбалансировка может начаться с самой системы государственного заказа. Например, в последние годы рынок госзаказа перестал адекватно реагировать на регулирование правительства, что выразилось в постоянно возрастающей доле закупок у «единственного поставщика». Все это привело к снижению активности предпринимателей в госзаказе и навязыванию «сверху» единых операторов госзаказа, включая «эксклюзивные» электронные площадки, на которых происходит контрактация госзаказа, появлению концепций единого оператора рекламного пространства, единственного монопольного оператора северного завоза, единственных электронных площадок по контрактной системе и т. д.
Если раньше частые изменения законодательства о контрактной системе приписывали постоянно меняющемуся характеру угроз бюджетной сбалансированности, то сейчас, когда проблемы для бюджета стали явными, системе госзаказа предстоит сотворить «производственное чудо» и дать адекватные предложения по производству и распределению в различных отраслях экономики.
Очевидно, что правительство видит своим приоритетом обеспечение роста промышленного производства в соответствующих отраслях. Но это не отменяет необходимости развития всей экономики (а не только ее ВПК).
И здесь может быть спрятана главная уязвимость «мобилизационной модели» — помимо очевидной перспективы упрощения и примитивизации госзаказа, предприниматели могут переключить все свои ресурсы исключительно на те отрасли, которые правительство видит приоритетными. И тогда реализация правительственных планов в «оборонной части» народного хозяйства может быть куплена ценой сокращения оставшейся части экономики: ей просто не хватит ни ресурсов, ни денег, ни людей — их притянет к себе военно-промышленный магнит, финансируемый за счет сырьевых доходов.
В этой ситуации от правительства потребуется небывалое искусство управления доступными ему ресурсами страны.
Дмитрий Прокофьев, экономист, автор Telegram-канала «Деньги и песец»