Posted 27 сентября 2022, 10:05

Published 27 сентября 2022, 10:05

Modified 1 февраля, 19:24

Updated 1 февраля, 19:24

Алексей Макаркин. Почему Сталину удалась мобилизация в 1941 году?

27 сентября 2022, 10:05

1. Молодежь, выросшая на ожидании войны — на территории врага и с переходящими на нашу сторону рабочими в мундирах капиталистических армий. Мощнейшая подготовка — идеологическая и технологическая. Комсомольцев проверили еще во время военной тревоги 1927 года, и не пришедших на сбор безжалостно исключили. Главными героями активной городской молодежи были люди в военной форме — в первую очередь летчики, но не только (после испанской войны — танкисты). Трудно переоценить роль «ворошиловских стрелков» и Осоавиахима в допризывной подготовке.

2. Сильнейшее давление со стороны власти на аполитичную или потенциально протестную часть общества также в течение долгого времени. Любой протест против мобилизации — даже на индивидуальном уровне, даже в виде публичного сомнения в необходимости тех или иных конкретных мер — считался государственным преступлением. В лучшем случае ст. 58-10 (в военное время — не меньше трех лет вплоть до расстрела при отсутствии смягчающих обстоятельств).

3. Реальный всплеск патриотических настроений за пределами молодежной среды в связи с фактором вероломного нападения нацистской Германии. Шоковый эффект от бомбежек мирных городов с первого же дня военных действий. Сильное эмоциональное (а не отстраненное) ощущение собственной правоты у большинства населения.

4. Мобилизационный характер городской экономики, сформировавшийся еще задолго до начала войны. Советская городская экономика была трехуровневой, включавшей в себя отрасли, важные для войны, остальные отрасли (государственная пищевая, легкая, местная промышленность и др.) и незаметный внешним наблюдателям сектор, состоящий из артелей, кустарей и теневого бизнеса (он есть в любой экономике — Северная Корея не исключение). Однако этот сектор не входил в оборонные технологические цепочки, создававшиеся государством и жестко им контролировавшиеся. В невоенных же государственных производствах было значительное участие женщин, в том числе — в отличие от царской России — на инженерно-технических и управленческих должностях. Поэтому государство еще задолго до войны знало, какие сферы для него жизненно важны и забронированы от призыва, а кого можно призвать без ущерба для выпуска танков, орудий и боеприпасов.

5. Наконец, последнее, но тоже очень важное — что в немалой степени помогло спасти Москву в 1941 году: советская модернизация, осуществлявшаяся варварскими методами, но резко повысившая качество призывного контингента, в том числе в регионах, откуда при государе вообще не призывали (дивизия Панфилова набиралась в Казахстане и Киргизии). При этом младшие командиры из местного населения были высоко идеологически мотивированными и связавшими свое будущее с советской властью. Неудивительно, что оставшиеся в живых заняли важные позиции в элитах (узбекский образованный офицер Шараф Рашидов в 27 лет стал секретарем обкома, в 33 — председателем президиума Верховного совета Узбекистана).

Алексей Макаркин, политолог — для Telegram-канала Bunin&Co

Подпишитесь