Политические перипетии в отношениях России и Запада накладывают отпечаток на остальной мир. Однако до формального создания некоего авторитарного интернационала дело, вероятно, не дойдет, но ситуация с современными либеральными демократиями и автократиями становится все более неожиданной.
Появившийся в Интернете в первую неделю сентября ироничный клип на песню «А зима будет большая», написанную на стихи Юрия Визбора, которую спела его внучка, Варвара Визбор, наделал немало шума в западных странах. Кроме всего прочего, в этом видео показаны занесенные снегом европейские столицы, в том числе Брюссель, и работник «Газпрома», перекрывающий газовый вентиль. И хотя менеджмент «национального достояния» не имеет отношения к видео, судя по всему, в Европе оно было воспринято самыми разными политическими силами как очередной недвусмысленный намек.
А тут еще на улицы немецких и чешских городов вышли десятки тысяч демонстрантов, протестовавших против роста цен на энергоносители. Причем среди них, весьма вероятно, были не только представители и сторонники радикальных левых и правых партий. Что, впрочем, не помешало мировым СМИ и европейским политикам представить эти протесты как происки Кремля, стремящегося расшатать демократические институты Европы и разрушить единство в украинском вопросе.
Между тем еще в августе президент Болгарии Румен Радев, можно сказать, подтолкнул назначенное им временное правительство к переговорам с «Газпромом» о заключении нового соглашения о поставках газа. Правда, этот шаг вызвал уличные протесты тех, кто выступает против сохранения энергетической зависимости Софии от Москвы, однако многие жители этой балканской страны приветствовали такое решение главы государства. Кроме того, в Европе есть Венгрия, возглавляемая Виктором Орбаном, который всячески подчеркивает свои особые отношения с Россией и, как может, препятствует европейской санкционной политике.
С такими политическими настроениями объединенная Европа готовится встретить зиму. И хотя лидеры Евросоюза пока что сохраняют единство в вопросе антироссийских санкций, с каждым днем их разногласия становятся все более очевидными. Политики, зависящие от своих избирателей, не могут не считаться с неспокойной обстановкой в обществе.
Социологический анализ умонастроений избирателей в Великобритании, Германии, Польше и Франции, проведенный в начале сентября международной исследовательской группой More in Common и британской аналитической интернет-компанией YouGov, выявил, что большинство респондентов ожидает социальных волнений и общественных протестов в ближайший месяц, вызванных ростом стоимости жизни. Таким образом, европейские лидеры могут столкнуться с растущим давлением улицы, которая потребует ослабления санкций против России — по соображениям, как говорится, шкурным.
Время и погода, как ни крути, в этом случае играют на стороне Кремля. По мере наступления зимы европейцы станут ощущать на себе последствия резкого роста цен на природный газ, которые за последний год выросли почти в три раза. При этом дополнительную неопределенность в течение социально-политических процессов вносит все более заметное усиление авторитарных тенденций, явно обозначившихся в ряде государств Европы. Впрочем, и не только в ней.
В начале марта 2022 года, когда глобальный кризис мироустройства еще только намечался, Институт разновидностей демократии (V-Dem) Университета Гетеборга опубликовал традиционный ежегодный доклад под названием «Авторитаризм меняет природу?» (Autocratization Changing Nature?). Главный вывод этого исследования: «пик либеральной демократии» пришелся на 2012 год, когда в мире насчитывалось 42 страны, которые можно было уверенно назвать демократическими. Однако «к 2021 году мир перевернулся с ног на голову».
«Уровень демократии» в прошлом году опустится до показателей 1989 года, так что «последние 30 лет демократических достижений теперь сведены на нет». «Диктатуры находятся на подъеме» и под их властью находятся 70% населения планеты, — 5,4 млрд человек. В то время как в 34 странах, которые можно отнести к «либеральным демократиям», сосредоточены всего 13% жителей Земли. «Демократический упадок» особенно заметен в Азиатско-Тихоокеанском регионе, Восточной Европе и Центральной Азии, а также в некоторых странах Латинской Америки и Карибского бассейна.
Произошло увеличение числа «закрытых автократий», — с 25 до 30 стран. А тот факт, что в них проживают 26% мирового населения «способствует изменению характера авторитаризма». В частности, «электоральная автократия» остается наиболее распространенным типом политического режима, так как охватывает 44% жителей земного шара или 3,4 млрд человек. К тому же в прошлом году был поставлен своеобразный рекорд за последние 50 лет: авторитаризм победил в 33 государствах, в которых проживает 36% мирового населения или 2,8 млрд человек.
ЕС «может столкнуться с собственной волной авторитаризма», поскольку в эту сторону движется одна пятая его членов. Политические силы, способствующие росту авторитарных тенденций, ярко проявили себя в 6 из 10 главных автократий мира, — Бразилии, Венгрии, Индии, Польше, Сербии и Турции. В настоящее время 6 из 27 государств, входящих в Евросоюз, можно назвать автократическими. Кроме того, по мнению аналитиков V-Dem, «три восточных соседа ЕС также автократизируются». (Правда, кого они имеют в виду, не понятно).
Авторы доклада полагают, что «авторитаризм меняет природу», потому что «автократизация больше не обязательно происходит медленными, постепенными темпами». А пять военных переворотов, произошедших в прошлом году в таких авторитарных государствах, как Чад, Гвинея, Мали, Мьянма и Афганистан, свидетельствуют о том, что «автократизация не ограничивается демократическими странами».
И если связать «консолидацию власти в руках немногих», наблюдаемую в государствах с противоположными формами управления, с заявлениями о необходимости изменения существующего мирового порядка, которые звучат из разных столиц, то становится понятным, что политическая зима может продлиться долго.
Роман Трунов