Грань между юмором, сатирой и откровенной пошлостью очень тонкая, но многие авторы совершенно не боятся ее перейти. И создают нечто, напоминающее быстрорастворимую лапшу, которая готовится на скорую руку, имеет сильный вкус и запах, однако ее «питательная ценность» минимальна, а послевкусие отдает желчью.
Именно такова очередная премьера из разряда «драмеди» — с потрясающим названием «Что делать женщине, если у нее два любовника, а выбрать нужно одного». Потрясает оно, правда, не креативностью и смелостью, а громоздкостью, которая контрастирует с лаконичностью серий. Каждая из них длится менее двадцати минут, а сюжет и конфликт полностью умещаются в названии.
Главная героиня — успешная, сильная и независимая женщина-адвокат по имени Анна, которую играет Елена Лядова. Ее можно условно назвать феминисткой, так как, с одной стороны, она вполне самостоятельна, а с другой — ей все же необходим мужчина «для здоровья». Анна регулярно меняет любовников, чтобы снять стресс. Но в ее жизни назревают серьезные перемены: взрослый и живущий отдельно сын намерен жениться на девушке из Пакистана и вот-вот станет отцом. И от одного слова «бабушка» героине становится дурно, что с потрохами выдает в ней женщину, все еще зависимую от общественных установок.
Дальнейшие «события», если так можно назвать набор скетчей с обсуждением секса и запрещенных веществ, сводятся к поиску подходящего дедушки для будущей внучки. Выбирать приходится между молодым, но скучным технократом (Антон Филиппенко) и бизнесменом, которому уже за пятьдесят, однако он любит «зажечь» во всех смыслах (Гоша Куценко). При этом ставка делается не на сюжетные интриги — их тут попросту нет, — а на «юмор», который создатели почему-то назвали «лирическим».
В основе сериала — одноименный рассказ Александра Цыпкина, писателя, сценариста и автора проекта «БеспринцЫпные чтения». Сам он отзывается о новом сериале весьма многообещающе: «Несмотря на комедийное начало и то, что в первых трех сериях практически все строится на очень смешных ситуациях, постепенно раскрывается личность каждого героя, и история становится лирической, в чем-то светлой, в чем-то чуть грустной, но очень доброй. Надеюсь, зрители это оценят. Мы очень хотели, чтобы фильм сделал людей добрее».
Цель, конечно, благая, но реализация очень странная. Стартовые серии не только вульгарны, но и откровенно однообразны. Сделать пятнадцатиминутный сеанс затянутым и утомительным — это надо постараться.
В чем же стоит искать лиричность? В обнаженной натуре с первых кадров? В том, что героиня расстается с любовником потому, что «уже достал»? Или в том, что он в ответ просит дать ему еще немного поспать? В том, что Анна, вроде бы, не видит ничего крамольного в своей полиаморности, но почему-то скрывает ее от потенциальных партнеров? В светском рауте, на котором демонстрируются перфомансы с голыми телами разной степени свежести? В гэгах с секс-игрушками, когда зритель чувствует себя так же неловко, как видавшая виды продавщица изделий? Или в том, что взрослые люди в наше время все еще полагаются на «календарный метод» контрацепции и удивляются, что он не срабатывает? Единственный более-менее смешной момент в первых сериях — эпизод с китайским мастером фаллоимитаторов.
Скорее все это походит на нескладную «зеркалку» с мужской модели поведения, как ее до сих пор принято себе представлять. И в самом деле, мало кого смущает успешный в карьере мужчина сорока лет, меняющий партнерш как перчатки, использующий их лишь для эмоциональной и сексуальной разрядки. В конце концов, если все это происходит по взаимной и честной договоренности, то упрекать каждую из сторон не в чем. Однако если речь идет о женщине, общественное мнение часто переобувается в полете и начинает трубить о вопиющем нарушении морали.
И все же общество постепенно привыкает к смене приоритетов и размыванию гендерных стереотипов, поэтому подобная комедия вряд ли может кого-то сильно впечатлить. К тому же Елена Лядова слегка повторяет типаж из прославившего ее сериала «Измены» — женщины, которая ведет разнообразную половую жизнь просто потому, что хочет. А вторичность никогда не бывает выигрышной.
Остальных актеров, среди которых Агриппина Стеклова, Александр Робак и другие известные персоны, можно было заменить кем угодно. Псевдолиричная «лапша быстрого приготовления» от этого ни лучше, ни хуже не стала бы.
Людмила Семенова