Ученые предложили амбициозный план повторного замораживания северного и южного полюсов в качестве способа обратить вспять потерю льда, которая приводит к повышению уровня океанов и способствует парниковому эффекту.
В новом исследовании эксперты утверждают, что высоколетящие самолеты могут распылять микроскопические аэрозольные частицы в атмосферу на широтах 60 градусов к северу и югу. Выпущенные на высоте, превышающей уровень полета обычных авиалайнеров, эти аэрозоли будут медленно дрейфовать к полюсам, слегка затеняя поверхность под ними. Эта дополнительная тень позволит тающим полюсам вновь замерзнуть, что несколько смягчит проблемы таяния ледниковых льдов и повышения уровня моря.
По словам ученых, этот метод «поможет снизить скорость изменения климата, отражая обратно в космос небольшую часть солнечного излучения». Концепция, названная инжекцией стратосферного аэрозоля (SAI), обойдется в $11 млрд в год, но, по словам исследователей, это будет дешевле, чем другие методы смягчения последствий изменения климата.
Эта концепция изложена в новом исследовании, опубликованном в журнале Environmental Research Communications под руководством Уэйка Смита из Йельского университета.
Исследователи признали, что концепция содержит ряд спорных моментов, но утверждают, что она «осуществима» и что $11 млрд в год — это «необычайно дешево» по сравнению с другими климатическими мерами, такими как «высасывание» углерода из атмосферы с помощью специальных машин.
«Существует широко распространенное и обоснованное опасение по поводу использования аэрозолей для охлаждения планеты, — сказал Смит, преподаватель Йельского университета, — но если уравнение риск/выгода где-нибудь и окупится, так это на полюсах».
Охлаждение полюсов обеспечит прямую защиту лишь небольшой части планеты, хотя в средних широтах также должно произойти некоторое снижение температуры, считает команда исследователей. «Тем не менее, любой намеренный поворот глобального термостата будет представлять общий интерес для всего человечества, а не только для арктических и околополюсовых стран», — говорит Смит.
По мнению Смита и его коллег, инъекции частиц из реактивных самолетов должны проводиться сезонно в длинные дни местной весны и начала лета. Один и тот же парк реактивных самолетов мог бы обслуживать оба полушария, переправляясь на противоположный полюс со сменой времен года. Аэрозольные «одеяла» протянутся на 60 градусов к северу и югу — примерно на одном уровне с Анкориджем на Аляске и южной оконечностью Патагонии.
Существующие военные самолеты-заправщики «воздух-воздух» обладают достаточной грузоподъемностью на требуемых высотах. Например, упомянутый в исследовании SAIL-43K, пишет Daily Mail.
Флот из примерно 125 таких танкеров может поднять полезный груз, достаточный для охлаждения полюсов на 2 градуса Цельсия в год, что вернет их к средней температуре доиндустриального периода. По мнению экспертов, затраты в размере $11 млрд в год — это менее одной трети от стоимости охлаждения всей планеты на те же 2 градуса и составляют ничтожную долю от стоимости достижения нулевого уровня выбросов.
Однако этот план не лишен недостатков — самолеты, конечно же, будут производить собственные выбросы, которые будут способствовать глобальному потеплению. Более того, аэрозоль будет состоять из диоксида серы, который в высоких концентрациях может вызвать тошноту, рвоту, боль в желудке и коррозийное повреждение дыхательных путей и легких.
По мнению экспертов, в зонах целевого развертывания проживает менее 1% мирового населения, поэтому риск для большей части человечества незначителен.
Также авторы признают, что эта идея не поможет устранить основные причины изменения климата. Скорее, это будет что-то вроде временного лейкопластыря для Земли. Но время сейчас — самый главный ресурс для решения проблемы.
«Это аспирин, а не пенициллин. Это не замена декарбонизации», — указали эксперты.
К сожалению, потенциальные методы решения проблемы таяния ледников и повышения уровня моря становятся все более актуальными, так как полюса нагреваются в несколько раз быстрее, чем в среднем по миру, показали исследования.
Арктика греется почти в четыре раза быстрее, чем остальной мир, показало исследование
Видео NASA, показывающее исчезновение арктического морского льда за десятилетия. В видео есть русские субтитры.
Арктика теплеет почти в четыре раза быстрее, чем в среднем по Земле — в два раза быстрее, чем было описано ранее, свидетельствует исследование 2022 года. Ученые проанализировали многочисленные данные NASA и Met Office в Арктическом круге в период с 1979 по 2021 годы.
Они обнаружили, что в этот период большая часть Северного Ледовитого океана прогревалась со скоростью 0,75 градуса за десятилетие, что почти в четыре раза быстрее, чем в среднем по миру. Предыдущие исследования показывают, что Арктика теплеет в два, более чем в два или три раза быстрее, чем земной шар в среднем.
Температура в Арктике повышается быстрее, чем в остальном мире, в основном из-за потери морского льда. Когда яркий и отражающий лед тает, он уступает место более темному океану. Это усиливает тенденцию потепления, поскольку поверхность океана поглощает больше солнечного тепла, чем поверхность снега и льда.
Напомним, что Россия имеет самую большую арктическую территорию и, к примеру, проблема таяния «вечной мерзлоты», на которой стоят города и предприятия, — это уже сегодняшняя проблема.