Весь «позитивный прогноз» развития экономики РФ по большому счету держится на предположении, что в текущей мировой политической ситуации Китай в обмен на дорогое сырье снабдит российскую экономику необходимыми ей технологиями и товарами, которые будут дорогими относительно труда людей, и это даст правительству дополнительные ресурсы для инвестиций и финансирования своих планов.
Такое тоже возможно, но между прогнозом и предсказанием существует огромная разница. Прогноз — это модель, построенная на текущих данных, которая говорит, что может быть, если все будет в рамках тех трендов, которые существуют сейчас. Можно ли использовать прогноз как предсказание? Нет, потому что тренды могут меняться.
Может казаться, что российская экономика сможет пользоваться ситуацией глобальной нестабильности, продавая задорого свое сырье. Но точно так же можно сказать, что все краткосрочные плюсы от этой ситуации экономика РФ уже получила — а дальше будут только минусы.
И гарантированно утверждать, как поведет себя экономика, в общем-то, никто не может.
Деловая активность может быть сведена к уровню, достаточному для простого выживания, — но в этом случае никакого восстановления экономики просто не будет, какие бы усилия по ее мобилизации ни предпринимались.
Дмитрий Прокофьев, экономист, автор Telegram-канала «Деньги и песец»