Продолжаем рассказывать об основных сюжетах минувшей недели, касающихся российско-украинского противостояния.
В пятницу, 16 сентября, на территориях, находящихся под контролем союзных войск, произошла серия взрывов и атак.
Самый масштабный теракт произошел в Луганске. Утром в здании генеральной прокуратуры ЛНР было приведено в действие самодельное взрывное устройство, в результате чего погибли генпрокурор республики Сергей Горенко и его заместитель Екатерина Стегленко. Для жителей Херсона утро тоже началось с серии взрывов. Сообщалось о минимум трех «прилетах». Также, по информации местных властей, из реактивной системы залпового огня HIMARS было обстреляно здание военно-гражданской администрации города. Число жертв в итоге достигло трех человек. Серия взрывов прогремела и в Мелитополе, однако, как заявил член главного совета военно-гражданской администрации Запорожской области Владимир Рогов, речь шла о контролируемых взрывах в рамках разминирования.
Между тем в субботу была атакована и непосредственно российская территория. В результате обстрела села Красный Хутор в Белгородской области в своем доме погибла женщина. Накануне также после обстрела ВСУ погиб один человек в городе Валуйки, была повреждена подстанция, город частично обесточило.
Одной из главных новостей недели стал призыв главы Чечни Рамзана Кадырова к руководителям других регионов заняться «самомобилизацией».
«Не нужно ждать объявления Кремлем военного положения или, наоборот, отсиживаться в ожидании окончания СВО на Украине. Глава каждого субъекта России сегодня должен доказать свою готовность помочь государству», — заявил он в четверг. С его точки зрения, каждый руководитель субъекта федерации в состоянии подготовить хотя бы одну тысячу добровольцев. В масштабах страны, таким образом, получится «внушительный военный контингент в 85 тысяч человек — почти армия!».
Нужно сказать, что призыв Кадырова нашел отклик среди российских губернаторов. Так, глава Курской области Роман Старовойт отметил, что от его региона уже отправлено в зону боевых действий более 800 добровольцев. По его словам, все они проходят подготовку в «специальных центрах», их обеспечивают экипировкой, формой, средствами защиты и связи. Сергей Аксенов, в свою очередь, отметил, что Крым также уже выставил более 1200 добровольцев и формирует еще два полностью экипированных батальона. А губернатор Магаданской области Сергей Носов не только поддержал инициативу, но и предложил «создавать кооперации между регионами в зависимости от того, какими ресурсами они обладают».
Поддержали коллег также глава Марий Эл Юрий Зайцев, пообещавший направить от региона в зону боевых действий 250 добровольцев, и губернатор Воронежской области Александр Гусев. Глава Северодвинска Игорь Скубенко, в свою очередь, назвал идею Кадырова «правильной» и предложил главам муниципальных образований сопровождать своих бойцов, чтобы на месте решать вопросы их снабжения всем необходимым. А вот глава Нижегородской области Глеб Никитин заявил, что в его регионе «в вопросах обороны и безопасности будут придерживаться необходимости выполнения команд военного руководства». По его словам, сейчас областные власти сосредоточены на гуманитарных задачах и поддержке семей военнослужащих.
Судя по всему, реакция на призыв Кадырова еще последует, в том числе из Кремля. Между тем, не все идею «самомобилизации» поддержали. Так, депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга Борис Вишневский предложил инициаторам таких предложений, как и тем политикам, которые требуют всеобщей мобилизации, начать с себя и отправиться в окопы. В то же время он подчеркнул, что объявление всеобщей мобилизации в нынешних условиях тоже крайне маловероятно, поскольку, по мнению парламентария, она «вызовет жесточайшее сопротивление у лояльной власти части граждан».
В пятницу список иностранных агентов, в последнее время еженедельно обновляемый Министерством юстиции, пополнился юмористом Максимом Галкиным — он был причислен к физлицам-«иноагентам». Сразу после начала спецоперации на Украине артист выступил с ее критикой и вместе со своей супругой Аллой Пугачевой и детьми уехал из России. По версии Минюста, Галкин занимается политической деятельностью, получая финансирование c Украины. Стоит отметить, что по данным компания «Ромир», которая проводит социологические опросы среди россиян, он входит в топ-10 лидеров общественного мнения. Еще в начале сентября на позицию бывшего телеведущего обратил даже внимание Дмитрий Песков, заявивший, что Галкин «делал очень плохие заявления, и ему явно с нами не по пути». При этом пресс-секретарь президента России подчеркнул, что не слышал ни одного антироссийского заявления от Пугачевой.
Главная звезда советской эстрады в итоге вернулась на родину в конце августа. В отличие от своего мужа позицию по поводу конфликта она действительно не озвучивала, хотя и ответила в адрес режиссера Никиты Михалкова, неоднократно осуждавшего ее и Галкина в течение последних месяцев, словами главной героини его фильма «Раба любви» в исполнении Елены Соловей: «Господа. Господа, вы — звери. Господа, вы будете прокляты своей страной, солдаты».
Однако после того, как ее мужа внесли в список иноагентов, молчала Примадонна недолго. В воскресенье она опубликовала в своих соцсетях заявление к Минюсту с просьбой признать ее иноагентом вслед за супругом. Также она написала о солидарности с супругом, «честным, порядочным, искренним человеком» и «патриотом России», и подчеркнула, что Галкин желает родине процветания и мирной жизни.
Заявление сразу стало самой обсуждаемой новостью дня и наделало много шума. Патриотическая часть общественности не преминула фактически обвинить Пугачеву в предательстве, припомнив ей по ходу многочисленные госнаграды и призвав сдать ее «в музей СССР». Другие восхищались ее заявлением, обращая внимание на то, что вот и настали те времена, когда в иноагенты стали записываться. Ну и чтобы подчеркнуть величие личности Примадонны, в соцсетях стали активно размещать уже забытый советский анекдот о том, что Леонид Брежнев — это мелкий политический деятель эпохи Аллы Пугачевой.
Официальной реакции на заявление певицы пока не последовало. Разве что соавтор законопроекта об иностранных агентах, заместитель председателя Госдумы Петр Толстой высказал сомнение, что она получит этот статус. «Самое, наверное, грустное для артиста — перестать чувствовать свою страну и свой народ, выпасть из истории Родины своей. И у нее, в отличие от Галкина, другой страны не будет. И иноагентом она не станет, и поддержки среди порядочных русских людей уже не найдет. Победим без ее песен», — заявил Толстой изданию «Подъем».
Стоит отметить, что по закону ведомство обязано признать иностранными агентами граждан, которые сами изъявляют подобное намерение, однако для этого необходимо официальное заявление в Минюст. Манифест в соцсетях все-таки к таковому не приравнивается. Хотя за обновлениями списка иностранных агентов теперь, судя по всему, мы будем следить с повышенным интересом.