Posted 19 сентября 2022, 13:32
Published 19 сентября 2022, 13:32
Modified 1 февраля, 19:21
Updated 1 февраля, 19:21
Резонансное заявление певицы Аллы Пугачевой, которая обратилась в Минюст РФ и попросила признать себя иноагентом, имеет массу эффектов. Разберем некоторые из них.
1. Пугачева — не первая из ЛОМов, кто выступает против СВО и находится в России. Тем не менее из многочисленных соцопросов известно, что наибольшую поддержку СВО в Украине оказывают граждане «55+», для многих из которых Пугачева является моральным авторитетом и даже кумиром.
2. Одномоментно, как в сказке, практика иноагентства оказалась самодискредитированной. Минюст уже приучил политизированную общественность к новостям о пополнении списков иноагентов по пятницам — методичным, регулярным. Однако применение такой меры к тем, кто не является политиком, явно не вызывает симпатий российского общества. Собственно, это и показывает заявление Аллы Пугачевой, а чуть раньше — и ее мужа Максима Галкина (признан в России иностранным агентом).
3. Конечно, в условиях тотальных дихотомий каждый, даже аполитичный музыкант или спортсмен, обладающий известностью, a priori является носителем политизации. Однако когда эта политизация проявляется за счет таких решений власти, это невыгодно прежде всего для самой власти.
4. Не стоит сейчас все сваливать на Минюст и неразбериху в ведомствах и «башнях». Мол, чиновники попутали («бояре плохие»). Не стоит лукавить — тем более что признанию Галкина иноагентом предшествовали долгие кулуарные попытки лоялизировать его путем неформальных договоренностей. Иноагентские маркировки — это осознанная политика, которая сейчас выявляет свои пределы. Впрочем, это было предсказуемо и ожидаемо.
5. Нужно понимать, что для Галкина в статусе иноагента вести шоу-бизнес в России практически невозможно. Этот материальный аспект, безусловно, сыграл свою роль в соответствующей реакции и самого Галкина, и Пугачевой. Конечно же, не стоит их идеализировать. Однако это самоактуализированные личности, которые способны мыслить в категориях не только материальных, но и постматериальных ценностей. Это к тому, что не стоит все банально сводить к «бабкам».
6. С точки зрения социума сейчас может получиться эффект, схожий с высказыванием Юрия Шевчука про его понятие о Родине, только в несколько раз мощнее. К тому же среди поклонников Шевчука много оппозиционно мыслящих, для которых такая риторика привычна, а вот среди поклонниц Пугачевой множество лояльных к властям. Озвученная позиция Пугачевой может заставить их задуматься. И этим заявление Пугачевой значимо в общественно-политическом плане. Но не с точки зрения выражения позиции «партии мира»: Пугачева вряд ли будет регулярно высказываться по этому поводу дальше.
7. Воевать с Пугачевой для власти — не с руки. Сдавать назад правящий класс не любит, хотя сейчас такой вариант не исключен. Не заметить громкое высказывание — тоже не вариант. Сказать только часть правды и додумать/упаковать остальное в приемлемые для власти трактовки и мифологемы — этот путь уже реализуется.
8. Вполне допускаю, что этот кейс будет разрешен компромиссом, однако дело не в нем, а в том, какой прецедент уже создан и какие выводы сделают широкие слои российского общества. А они их обязательно сделают.
Дмитрий Михайличенко, политолог, автор Telegram-канала Scriptorium — для Telegram-канала «Кремлевский безбашенник»