Posted 16 сентября 2022, 19:14
Published 16 сентября 2022, 19:14
Modified 5 февраля, 07:08
Updated 5 февраля, 07:08
Соседи по Европейскому союзу снова демонстрируют свое недовольство Виктором Орбаном и его правлением в Венгрии. Его страна успешно договаривается с Россией о дополнительных поставках газа накануне «холодной зимы», как заранее все называют это время года в 2022–2023 гг. Венгрия же сумела сохранить себе (а также «висящим» на том же российском трубопроводе Словакии и Чехии) эксклюзивные поставки российской нефти, несмотря на принятое решение о запрете на покупку «черного золота» из РФ европейскими странами. Наконец, в отличие от Финляндии, Виктор Орбан после 24 февраля не разорвал договор с Россией на постройку новой АЭС.
Впрочем, претензии к главе венгерского правительства предъявляются неэкономические и не внешнеполитические. Речь идет о том, что бывший венгерский министр образования Балинт Мадьяр назвал «мафиозное государство». Зарубежная пресса утверждает, например, что на нефтепродуктах из российского сырья, якобы, именно близкие к Орбану люди зарабатывают через крупнейшие в Центральной Европе венгерские сети автозаправок.
Теперь вот более 80% депутатов Европарламента проголосовали за резолюцию, согласно которой Венгрия признана «гибридным режимом электоральной автократии — конституционным режимом, при котором проводятся выборы, но отсутствует уважение к демократическим нормам и стандартам». Орбановский режим также осудили за «целенаправленные и систематические усилия» по подрыву европейских ценностей. Речь идет о переписывании конституции страны, подчинении судебной власти правительству, подавлении свободы слова и самовыражения.
Ну а главное, Европарламент потребовал от Еврокомиссии применить, наконец, к Венгрии санкции, предусмотренные статьей 7 Европейского договора, о чем говорят, кстати, уже не первый год. Седьмая статья дает Евросовету, то есть саммиту лидеров государств-членов ЕС, возможность ограничить права страны, если доказано «серьезное и устойчивое нарушение» в ней общеевропейских ценностей, определение которых дается во второй статье того же договора. Санкции там предусмотрены, в первую очередь, экономические, но может и дойти до лишения права голоса. Правда, пункта об исключении из Евросоюза там нет.
Впрочем, не похоже, чтобы Виктор Орбан боялся. Еще в 2018 году в отношении Венгрии было решено применить седьмую статью, и сейчас говорят, что резолюция Европарламента — второй шаг в реализации механизма санкций. Теперь квалифицированное большинство депутатов подтвердило, что положение в Венгрии только ухудшилось и, значит, Еврокомиссия получает карт-бланш на применение санкций. Каких — уже предварительно известно. Это лишение части европейских субсидий, которые доходили в прошлые годы до более чем 15 млрд евро. Для небогатой в целом Венгрии сумма вроде бы немалая.
Но Орбан смотрит на дружественную в прошлом ему Польшу, которую тоже и уже не первый год Евросоюз пугает санкциями. (Кстати, венгерские власти поссорились с правящей польской партией «Право и справедливость» («ПиС») из-за России с Украиной). Там вот «ПиС» санкций со стороны ЕС явно не боится и считает, что у евробюрократии просто не хватит духа на серьезное наказание Польши.
«Что касается решения Европарламента, то мы думаем, что это из области шуток. Но мы не смеемся потому, что это скучная шутка», — заявил, в частности, Орбан во время визита в соседнюю, кстати, тоже дружественную России Сербию, не состоящую в ЕС, но подвергающуюся сейчас, как утверждают ее власти, давлению со стороны Евросоюза с целью присоединения к антироссийским санкциям. Венгерский премьер сообщил, что, по его мнению, евродепутаты приняли такое решение, «чтобы развлечься», но на это не стоит обращать внимание, что в Будапеште и делают.