Разработанные в свое время социологом Юрием Левадой характеристики советского и постсоветского человека как лукавого сейчас помогают понять алгоритмы массового поведения россиян в сложный исторический период.
Лукавый человек приспосабливается к социальной действительности, ища допуски и лазейки, а также способы использовать их в собственных интересах или обойти существующие «правила игры».
Это не конформизм в чистом виде: отчетливая неготовность противостоять власти сочетается с желанием обойти правила игры и поставить себя в особое положение. То есть реальность как таковая не устраивает человека, он хотел бы ее изменить, но готов ее менять не институционально, а конъюнктурно, только для себя и своей семьи, здесь и сейчас.
Этатистское мышление о том, что государство/власть обладает сверхресурсами и противостоять ему бесполезно, а нередко и опасно, глубоко вошла в генетическую память россиян. Но с государством можно лукаво сосуществовать.
Лукавое двоемыслие отчетливо проявилось в 2021 г., когда власти попытались принудить общество к вакцинации от ковида, что обернулось покупкой сертификатов и другими стратегиями ухода от принуждения.
Сейчас, в контексте появляющихся разговоров о мобилизации, социум будет реагировать аналогично. Собственно, поэтому и всеобщая мобилизация как таковая не имеет перспектив, а сам дискурс вреден для рейтингов доверия властям, и они эти разговоры постараются как можно быстрее свернуть.
Но дело не только в мобилизации. Советский социум был более консолидированным в силу социально-экономических и культурных факторов, а также наличия какой-никакой, но идеологии: все смотрели одни и те же фильмы, проводили досуг примерно одинаково и потребительские возможности были более-менее схожими.
Российский социум более атомизирован и деидеологизирован, в нем больше разнообразия не только по уровню доходов, но и по стилистике жизни и интересов отдельных граждан.
С точки зрения контроля над обществом атомизация крайне важна, так как позволяет власти с помощью силового ресурса и пропаганды навязывать свой порядок. А как аполитичный социум к этому относится — двоемысленно или троемысленно, — по большому счету, властей не сильно беспокоит. Двоемыслие — плохой союзник мобилизации в широком смысле этого слова, но правящий класс это отлично знает.
Дмитрий Михайличенко, политолог, автор Telegram-канала Scriptorium