12 сентября Сейм Латвии принял закон о независимости Латвийской православной церкви (ЛПЦ) — ранее она подчинялась непосредственно Московскому патриархату. Причем произошло это по инициативе президента Эгила Левитса. Ситуация получилась очень нестандартная: это дела сугубо церковные, и подобное решение должно приниматься церковной иерархией, а не светскими законодателями.
Даже на Украине в 2018 году скандальный уход значительной части православных в автокефалию был реализован церковными властями — вселенский патриарх оформил соответствующий документ (томос). Официальный Киев, конечно, это дело всячески поддерживал, но никак не на уровне парламента или органов исполнительной власти. Более того, УПЦ МП на Украине свободно действует и сейчас, несмотря на, мягко говоря, негативное отношение властей и общества ко всему, что связано с Москвой.
Но в Латвии произошла совсем другая история. Местные православные и в мыслях не имели выходить из-под власти Московского патриархата (хотя, конечно, некое количество сторонников автокефалии всегда имеется в любой региональной церкви). Однако в Риге непосредственно президент Латвии подал в парламент законопроект о выводе Латвийской Православной Церкви из-под власти Московского патриархата. Ну а сейм в срочном порядке президентскую инициативу поддержал.
В пояснении к законопроекту Левитс отметил, что новый порядок восстановит исторический статус ЛПЦ и исключит любую власть патриарха московского над православными в Латвии. Для этого, в частности, закон определяет порядок утверждения и отстранения митрополита, архиепископов и епископов. В том же документе сказано, что «юридические изменения не касаются канонических вопросов». Однако это заявление выглядит, мягко говоря, сомнительным: внутреннее устройство Церкви и иерархия ее чинов — как раз вполне канонический вопрос.
Именно с этим, кстати, связано очень длительное по времени любое реформирование Церкви — очень консервативной структуры. Однако ЛПЦ сейчас поставлена в ситуацию настоящего цейтнота: до 31 октября она должна привести устав в соответствие с новыми требованиями закона.
«Принятие закона закрепляет историческую самостоятельность и независимость Латвийской православной церкви и предотвратит влияние или власть Русской православной церкви над нашей церковью», — заявил председатель комиссии сейма по правам человека и общественным делам Артус Кайминьш. Хотя никто сейчас не берется сказать, как это будет выглядеть на практике. Что, патриарх Кирилл не сможет позвонить митрополиту Александру (глава ЛПЦ), чтобы дать ему указания относительно церковной жизни и общения с прихожанами? Сможет. И даст. В чем тогда смысл навязанной государством «неожиданной автокефалии?
Власти Латвии не скрывают, что причина — в слишком горячей поддержке, которую Московский патриархат оказывает Кремлю в военной операции на Украине. В Риге, естественно, боятся, что ЛПЦ может стать «пятой колонной» в случае, если Москва соберется «защищать русскоязычных граждан» в самой Латвии.
«Отказ от какой-либо связи с патриархом Московским является важным вопросом для наших православных, всего латвийского общества и национальной безопасности», — подчеркнул президент страны. Он же подвел под свою инициативу и некоторое историческое обоснование: «В независимом, демократическом и правовом Латвийском государстве нашим православным нужна своя самостоятельная и независимая церковь. Такова была, есть и всегда будет позиция Латвийского государства. Под руководством архиепископа Яниса Померса это было достигнуто вскоре после провозглашения Латвийской Республики».
Еще один интересный момент: власти Латвии заявляют, что предупредили ЛПЦ о своих намерениях. Эгил Левитс заявил: «Латвийская православная церковь также была проинформирована о подготовленном законопроекте. Могу заверить, что Латвийская православная церковь и митрополит Александр могут рассчитывать на полную поддержку Латвийского государства, которое юридически признает автокефальный статус церкви».
ЛПЦ сперва промолчала, а уже после принятия закона повела себя с полным смирением. Синод Латвийской православной церкви заявил, что «С любовью призывает духовенство и мирян сохранять мирное устроение духа, поддерживать единство нашей Церкви, неукоснительно соблюдая законы нашего Латвийского государства».
Также в этом заявлении латвийские иерархи дали понять, как теперь будет строиться вся деятельность ЛПЦ: «Это решение носит юридический характер и принятые изменения касаются юридического статуса Церкви. Государство установило статус нашей Церкви как автокефальный. Государство определило, что Латвийская православная церковь юридически независима ни от одного церковного центра, находящегося за рубежами Латвии, сохраняя духовное, молитвенное и литургическое общение со всеми каноническими Православными Церквами мира. Изменение статуса не меняет Православную веру, догматы, Литургическую жизнь Церкви, календарный стиль, сакральный богослужебный язык, обряды, традиции и внутреннюю церковную жизнь».
Неудивительно, что в РПЦ резко негативно отреагировали на решение латвийского парламента, назвав его «безумным антиконституционным вторжением» светского государства в дела церкви. Как заявили в Московском патриархате, с точки зрения норм церковного права светские власти не могут определять канонический статус православной церкви.
И это правда: один из принципов религиозной свободы в Европе — это невмешательство государства во внутреннее управление церквей и соблюдение их автономии. С другой стороны, как раз во внутреннее управление власти Латвии и не вмешивались. Поменяли формальные правила утверждения и отстранения митрополита, архиепископов и епископов — но это вовсе не значит, что теперь внутри ЛПЦ будут приниматься принципиально другие решения. Не будут — ведь в Латвии (в отличие от Украины) не было массового и глубинного стремления прихожан и духовенства получить автокефалию. Никто за ней не обращался и к вселенскому патриарху. А законодательное отделение ЛПЦ от РПЦ «автокефалией» в церковном понимании этого слова назвать никак нельзя.
Остается вопрос: зачем все это было нужно?
Вячеслав Гордиенко