Posted 14 сентября 2022, 16:50
Published 14 сентября 2022, 16:50
Modified 1 февраля, 19:19
Updated 1 февраля, 19:19
Вчерашнее высказывание Геннадия Зюганова о необходимости мобилизации привело к неожиданному результату. Пресс-секретарь КПРФ Александр Ющенко был вынужден разъяснять позицию своего шефа — он заявил, что эти слова касались в первую очередь «мобилизации экономики, политической системы и ресурсов России».
Дело в том, что есть два восприятия мобилизации.
Первое — самое распространенное — основано на российском законодательстве и носит массовый характер; здесь законодатель и народ едины. С мобилизацией однозначно связывается призыв военнообязанных в военное время: «Вставай, страна огромная, вставай на смертный бой».
Есть другое определение мобилизации, распространенное в среде историков, политологов, а в последнее время и политиков; его и имел в виду Зюганов. Такая мобилизация вызывает в памяти сталинское государство, где и экономика, и общество еще в предвоенные годы готовились к будущей войне: «Если завтра война, если завтра в поход, — будь сегодня к походу готов».
Другое дело, что подобная мобилизация может быть успешно реализована при наличии мощного слоя «мобилизаторов» — социально активных и идеологически заряженных людей, готовых работать неопределенное время (не месяцы, а годы) без выходных и с ненормированным рабочим днем для достижения великой цели. И заставлять работать других. В раннем Советском Союзе такой слой был — сейчас же многие призывающие к мобилизации являются типичными «диванными патриотами», чтущими преференции, содержащиеся в Трудовом кодексе.
Однако широкое общественное мнение не воспринимает мобилизацию таким «расширительным» образом — оно ориентировано на сугубо «военное» определение. И военная мобилизация вызывает страхи в обществе, которое к ней не готово даже на теоретическом уровне. Потому что в таком случае появляется законная возможность поднять патриотов с дивана. В том числе это относится и к избирателям КПРФ — поэтому Ющенко и пришлось уточнять высказывание Зюганова.
Впрочем, история с мобилизацией и комментарием Ющенко имела и свое продолжение. Защищая шефа, пресс-секретарь эмоционально заявил, что «некие группы занимаются откровенными провокациями, как те, кто распространил данную новость, — скажу больше, таких вообще казнить надо». Такие высказывания также способны вызвать негативную реакцию аудитории, и без того находящейся в напряженном состоянии. Хотя и меньшую, чем слово «мобилизация» — в серьезность слов о казнях как-то не верится.
Алексей Макаркин, политолог — для Telegram-канала Bunin&Co