Первое после летних каникул пленарное заседание Госдумы началось во вторник с тяжелого разговора о «не самой лучшей» для России ситуации в связи с проведением СВО на Украине. Как и предполагалось, единороссы решили отмолчаться на тему «перегруппировки» российских войск, повлекшей за собой их практически полный уход из Харьковской области. Они вели себя так, будто ничего особенного не произошло и «все идет по плану». Кроме того, в Госдуме сообщили, что часть депутатов продолжают находиться в Донбассе, но командировку оформили всего несколько человек — Виктор Водолацкий, Адам Делимханов и Дмитрий Саблин.
Делать вид, что все в порядке, отказался лишь лидер КПРФ Геннадий Зюганов. «Мы еще ни разу не открывали сессию в такой сложной и напряженной обстановке», — сказал он, выйдя на трибуну. После чего признал, что за два последних месяца ситуация, в том числе на фронте, изменилась «самым коренным образом». «Военно-политическая операция против нацистов, бандеровцев, фашистов переросла в полноценную войну, которую объявили нам американцы, натовцы и объединенная Европа», — заявил Зюганов. А раз так, то у России остается два варианта: победить или проиграть. «Вопрос победы в Донбассе — это вопрос нашего исторического выживания, и каждый в этом зале и стране должен реально оценивать происходящее», — сказал Зюганов.
«Мы начинали СВО, а сегодня идет война с блоком НАТО, который использует территории Украины для своих целей, а главная их цель — нанести поражение России», — вторил Зюганову и лидер «Справедливой России» Сергей Миронов.
Лидер ЛДПР Леонид Слуцкий высказался более мягко, но заметил, что «СВО прошла точку невозврата». «Мы понимаем, что с нами бьется весь коллективный Запад, который намерен истощить нас руками украинцев и, по сути, уничтожить весь „русский мир“ и его роль в формировании новой мировой архитектуры 21 века», — сказал Слуцкий.
Впрочем, на этом «ястребиная» риторика депутатов иссякла и они не стали выступать с призывами ввести в России военное положение, объявить «иду на вы» и т. п. Хотя про мобилизацию сказали, но не военную — частичную или всеобщую, как призывают сейчас сделать многие «патриоты». «Российская армия — большая, сильная, и пока нам хватает сил, нужна мобилизация в головах, то есть полное понимание происходящего, а не повестки в почтовых ящиках», — высказался Сергей Миронов. По его словам, люди в России не должны паниковать и бояться. «Но не место и не время плясать и танцевать, когда наши воины там гибнут и не самая лучшая оперативная ситуация складывается на фронтах, и это еще мягко сказано», — указал депутат.
Зюганов также высказался за «полную мобилизацию страны и совсем другие законы». После чего его пресс-секретарю Александру Ющенко пришлось объяснять журналистам, что лидер коммунистов имел в виду «мобилизацию экономики, политической системы и ресурсов России». Однако накануне в таком же духе высказался и единоросс Михаил Шеремет. «Без полной мобилизации и перевода экономики на военные рельсы мы должных результатов не достигнем. Сегодня общество должно быть целеустремлено на победу», — говорил депутат.
Высказывания думских «ястребов», которые, так или иначе, отражают мнение части высших элит, оказались созвучны настроениям «рассерженных патриотов». После подавления «навальнистов» активные «патриоты» стали превращаться в политический вызов для Кремля, который, судя по всему, пока не намерен резко менять стратегию СВО, производить кадровые перестановки и тем более объявлять мобилизацию. Это подтвердил и пресс-секретарь президента Дмитрий Песков, который заверил, что «в настоящий момент» такой вопрос не обсуждается.
Сигнал о том, что от Кремля вряд ли стоит ожидать каких-либо радикальных шагов в ближайшее время, считывался и в выступлении перед депутатами спикера Госдумы Вячеслава Володина. В самом начале заседания он сообщил, что накануне встретился с главой государства Владимиром Путиным, и тот пожелал парламентариям «успешной работы». Это прозвучало как призыв ко всем продолжать жить и работать в условиях мирного времени. Хотя многим среди депутатов явно надоело изображать уверенность в светлом будущем.
Елена Земскова