Смерть королевы Елизаветы II сфокусировала внимание на Туманном Альбионе гораздо больше, чем выборы нового лидера тори и главы правительства. Иногда даже создается впечатление, что в Англии монархия — это реальная форма правления, и от Карла III зависит больше, чем от Лиз Трасс. На самом деле именно ей придется решать насущные проблемы страны: от роста забастовочного движения до новой попытки Шотландии стать независимым государством. Научный сотрудник Отдела международно-политических проблем ИМЭМО РАН Александр Алешин оценивает ситуацию, сложившуюся в Соединенном Королевстве на фоне прощания с Елизаветой II.
— Британская The Guardian выступила со смелым предположением, что Карл III может стать монархом-реформатором. Для этого утверждения есть какие-то основания?
— Конечно, Карл III еще в бытность свою принцем Чарльзом вел себя достаточно активно. Во всяком случае, в сфере экологической повестки. Его известный благотворительный фонд предлагал много инициатив. Чарльз выступал в ООН. В силу своего характера он активно себя ведет по отношению к различным политическим событиям, хотя, конечно, институт монархии ограничивает любую несогласованную активность.
Я не думаю, что Карл III может стать серьезным реформатором. Политическая система в Великобритании сложилась за несколько веков таким образом после Великой английской революции, что институт монархии выполнял функцию посредника между различными группами интересов. В первую очередь, между представителями крупного капитала. Букингемский дворец способствовал стабильности системы на фоне роста рабочего движения и активности Лейбористской партии в начале XX века. Сейчас монархия продолжает выполнять функцию посредника и негласного хранителя неписанной конституции Великобритании.
В такой ситуации, конечно, любые вольности, которые может позволить себе монарх, могут привести к конституционному кризису. В связи с этим Елизавета II не позволяла себе никогда (за редким исключением) выступать со своей собственной позицией по каким-то вопросам. При этом всегда пользовалась большим авторитетом за счет «мягкой силы», которую Великобритания проецирует за счет монархии. Благодаря своей собственной популярности она способствовала сохранению политической стабильности. Верховенство права сохранялось всегда, даже во время кризисов. Например, на тему брекзита.
В сериале «Корона» очень хорошо показано, как окружение монарха не дает ему действовать по собственной воле, ограничивает его всеми силами в рамках регламента и формальных требований. Я думаю, что этот механизм ограничения воли монарха, отработанный веками, действует и сейчас довольно эффективно. Если Карл III и захочет проводить какие-то реформы, то вся политическая система ему этого не позволит. Этим все-таки занимается правительство.
— Одна из первых проблем, с которой столкнутся новое правительство и монарх — это попытка руководства Шотландии вновь провести референдум по вопросу об отделении от Великобритании. 8 лет назад голосование по этому вопросу уже проводилось. 55% шотландцев высказались за единство с Англией, Уэльсом и Северной Ирландией. Получится ли у шотландцев второй раз организовать плебисцит, и если да, то каких результатов можно ожидать?
— Нужно подчеркнуть, что Шотландия может провести референдум о выходе из Соединенного Королевства, но только с позволения правительства Великобритании. На такое мероприятие должен дать санкцию премьер-министр. Как мы помним, Борис Джонсон неоднократно отказывал Николе Стерджен (первому министру Шотландии) в организации голосования, ссылаясь на то, что подобный референдум был проведен не так давно (в 2015 году), и на экономические трудности.
Сейчас мы видим мировой экономический кризис, который сказывается на Британии беспрецедентным образом. За последнее десятилетие не было такой инфляции, такого роста цен на энергоносители. Не было и столь активного протестного движения, как в последние месяцы. Я думаю, что премьер-министр не позволит проводить в Шотландии какой-то референдум. В случае если Шотландская национальная партия решит все организовать без разрешения правительства, то возникнет конституционный кризис. Я не могу предсказать сценарий развития событий, если они сделают это самовольно, но думаю, что большинство избирателей такой вариант не поддержат.
— Правительство Лиз Трасс в ближайшее время столкнется и с другими сложностями. Из-за грядущего с 1 октября повышения цен на газ и электроэнергию ожидать снижения забастовочного движения и протестов не приходится. Внушает ли новый кабинет уверенность в том, что команда Трасс со всем этим справится?
— В их экономической политике есть большое противоречие. С одной стороны, правительство планирует заморозить рост цен на электроэнергию и газ для типичной британской семьи. На уровне примерно 2000 фунтов стерлингов в год. Все, что будет оплачено свыше, компенсируют из бюджета. При этом Трасс планирует снизить налоги. Поступления в бюджет будут сокращаться.
Экономисты дают благоприятные прогнозы по инфляции после этих предложений консерваторов. Если ранее ожидалось, что инфляция может достигнуть 20% в год, то сейчас 13-14%. Это, конечно, тоже высокий рост. Все это происходит на фоне последствий брекзита. Страна наращивает расходы на оборону. Пандемия СOVID-19 еще не закончилась. Грядут новые волны, о чем говорят специалисты. На все это потребуются большие траты. Расходы бюджета для покрытия компенсации домохозяйствам роста цен на энергоносители равны примерно годовому бюджету на здравоохранение.
У экспертов возникают большие вопросы, каким образом правительство Трасс сумеет справиться со всеми этими проблемами. На этом фоне инфляция в любом случае будет расти. Вряд ли в ближайший год бизнес может выполнить требования протестующих в самых разных сферах: от железнодорожников до юристов и журналистов. Самое интересное, что протесты начались не по инициативе Лейбористской партии, а профсоюзов. Руководство лейбористов сначала даже отнекивалось от них, но внутрипартийная борьба заставила их все же поддержать забастовки.
Протестная волна в ближайшее время будет, скорее всего, нарастать. В этом году — точно. Справится ли правительство с нынешним экономическим кризисом с помощью своей политики, неизвестно.
Беседовал Петр Годлевский