Бои на армяно-азербайджанской границе, отметившись резкой ночной вспышкой, пока утихли. Ереван сообщает о 49 своих погибших военнослужащих, Баку молчит. В целом по уровню эскалации это самый опасный инцидент с окончания второй армяно-азербайджанской войны.
Вполне возможно, Алиев проверял границы допустимого и жесткость международной реакции на свои действия. Пока по ощущению никакого серьезного ответа, кроме нескольких звонков, не последовало, а значит вероятность и риски эскалации в будущем — скажем, «окончательного решения» проблемы Карабаха — увеличиваются.
Ни «международное сообщество», ни российские миротворцы, ни российская же база в Гюмри не смогут ничего сделать. Тем более что после потери существенной части военных рубежей и стратегического города Шуша армянская оборона не продержится и нескольких дней, а потом можно будет говорить, что сам карабахский кейс остался в прошлом.
Впрочем, пока остается и вариант мирной сдачи Карабаха Ереваном — похоже, что Алиев этой ночью дал последний и однозначный намек на альтернативу. Совместные же декларации и разговоры о решении проблемы при «посредничестве Москвы» можно отправлять в мусорное ведро. Ничего не решено, но есть однозначное желание Алиева подчинить себе остатки мятежного региона.
И азербайджано-турецкий альянс обозначился как главная сила в Закавказье.
Андрей Никулин, преподаватель философии