Судя по тому, сколько внимания в российском информационно-политическом пространстве уделяется теме выживания Европы предстоящей зимой без поставок «Газпрома», проблема тепла и комфорта внешних оппонентов уже существенно преобладает даже над самыми острыми вопросами собственного внутреннего обустройства. В общем, если выражаться стихами на мелодию известной старой песни, забота у нас простая, забота наша такая: жила бы Европа родная — и нету других забот!
Конечно, от того, как сложно придется им, во многом зависит то, что выпадет в перспективе нам. Чем холодней в их квартирах, тем больше шансов, что отвыкшие от бытовых неурядиц европейцы пойдут в своих странах «пятой колонной» и принудят демократические правительства хотя бы частично принять условия российского руководства.
Разумеется, никто уже не ставит вопрос совсем уж ребром и не говорит, что газ будет взамен на собранные и унесенные манатки. Сегодня надежда на компромисс без ультиматумов, который, судя по всему, вполне бы устроил газодобывающую сторону геополитического конфликта.
Однако то, что было возможно до 24 февраля, уже так обросло за эти месяцы новыми обстоятельствами, что выровнять взаимные условия и договориться по-хорошему становится все более затруднительно. Европа все это время на месте не сидела, газовые хранилища в ключевых государствах ЕС заполнены раньше срока и практически до предела. К тому же газ в ЕС нынче качают и везут в сжиженном виде буквально отовсюду. Рынок есть рынок, он сильнее любой геополитики, да и вообще способен выстроить ее под себя.
Судя по трендам, подстраиваться под европейский спрос теперь придется нам — хотя бы потому, что у внешних оппонентов по-настоящему серьезно стоит только энергетическая проблема, которая уже решается, а у нас проблем гораздо больше, и их решение в лучшем случае откладывается на потом.
Даже ситуативный союзник в лице турецкого президента Эрдогана хоть и благодарит за поставки газа по черноморским трубопроводам по удобной цене, но и тот уже заявляет, что на следующий год Турция планирует обеспечить себя газом с морского месторождения Сакарья и стать таким образом независимой от российской продукции. В свой турецкий «Ямал» турки вкладывают $10 млрд — почти столько же, сколько Россия дает правительству Эрдогана в качестве дешевых кредитов на постройку АЭС «Аккую» силами российского «Росатома». Получается, финансируем будущего конкурента, который через некоторое время возьмет и поблагодарит за предыдущее плодотворное сотрудничество в энергетике, но скажет, что отныне он и сам с усам.
Новые газовые месторождения открываются и разрабатываются сегодня и Израилем, и Кипром, и вообще где уже только газ не добывается, а ситуация еще больше подталкивает страны и континенты крутиться, бурить скважины и качать. Китай — и тот словно бы нехотя берет российский газ, причем по цене, которая даже не дотягивает до заявленного европейцами «потолка».
Президент РФ хоть и демонстрирует оптимизм, но уже начинает повторяться с эпитетами: про «мерзни, мерзни, волчий хвост» нацлидер раньше говорил на Валдайском форуме, а теперь те же слова произносятся на ВЭФ. Это тоже ведь в какой-то степени символично, потому что потребители активизируются, ищут и находят новые способы для согрева своих экономик, а Россия опирается на одно и то же. Пора думать не об их «хвостах», а о собственных, тем более что уже пошли разговоры про замедление темпов социальной газификации в РФ в связи с падением доходов «Газпрома».
Telegram-канал «Мастер пера»