С понедельника, 12 июня, европейцы в одностороннем порядке выйдут из соглашения, которое позволяло российским гражданам быстро и дешево получать шенгенские визы. Во-первых, «шенген» подорожает с 35 до 80 евро — цены, которую за европейскую визу платят граждане стран, с которыми никаких договоров ЕС не подписывал и, в отличие от России образца 2007 года, партнерств ради модернизации не строил.
Если смотреть в прошлое, то все выглядит логично. Где та модернизация, которую проповедовал Дмитрий Медведев, сейчас выступающий в отношении Запада с предельно жестких, даже по российским меркам, позиций? Какое может быть партнерство в то время, когда, с одной стороны, практически все европейские инвесторы ушли из России; а с другой, российский Центробанк обсуждает возможность за счет доходов от их собственности, оставшейся в РФ, возмещать потери миллионам российских владельцев зарубежных ценных бумаг, от которых они теперь не могут даже получить дивиденды.
Но визы не только подорожают. Срок стандартного рассмотрения возрастет до 15 дней, а в отдельных случаях он может быть продлен и до 60-ти. Выдача многократных виз будет резко сокращена. Консульства стран ЕС будут стремиться к тому, чтобы давать разрешение на въезд только на время предполагаемой поездки. Раз европейские политики и российская оппозиция говорят, что краткосрочная виза (90 дней в полугодии) — это часто самый простой способ эвакуации для диссидентов из России, то их возвращение домой, по этой логике, в ближайшее время явно не предполагается.
Наконец, приоритет будет отдан гуманитарным визам, визам «по семейным обстоятельствам», научным, журналистским и прочим специальным вариантам. Ну а туристические будут выдаваться по остаточному принципу. Ибо, как говорят европейские политики, для россиян после 24 февраля ездить на отдых в Евросоюз аморально.
Впрочем, ровно через 10 дней (и через неделю после выхода ЕС из соглашения об упрощении визового режима) виза просто не пригодится большинству из тех, кто не может потратить от тысячи и более долларов за авиабилеты в страны ЕС с пересадкой через Турцию, Армению или, например, Казахстан. Дело в том, что с 19 февраля Польша, Литва, Латвия и Эстония прекращают пускать по суше через свою территорию россиян с туристическими шенгенскими визами, проехать смогут только обладатели гуманитарных виз, то есть диссиденты, те, кому разрешение на въезд было выдано по семейным обстоятельствам, например, для поездки на похороны, ну и, конечно, обладатели временных или постоянных видов на жительство в одной из стран Евросоюза.
Остальные, что называется, в пролете. В том числе примерно двадцать тысяч граждан России — владельцев недвижимости на территории Эстонии, у которых вида на жительство там нет. К ним, как сообщается, относятся, например, родственники главы президентской администрации Антона Вайно. Немало россиян-собственников недвижимости без вида на жительство есть и в Латвии. В Литве, а уж тем более в Польше, их немного, но встречаются и там.
В числе пострадавших будут и те, кто планировал ехать не непосредственно в страны Балтии, а дальше. На машине или автобусами добираясь до ближайшего «европейского аэропорта», они экономили в итоге до двух третей стоимости перелета в любую из стран ЕС и даже в другие регионы мира.
Таким образом, пока лазейкой для тех, кто не может себе позволить или не хочет лететь из России на самолете, остается только Финляндия. Там сказали, что подождут требования ЕС о закрытии границ, а сами таких ограничений принимать не собираются. Впрочем, для тех, кто готов получать визы по более сложной, чем в последние годы, процедуре и лететь, например, к родным в ЕС с пересадкой, есть и радостные новости. Во-первых, стоит помнить, что предложение тех же стран Балтии, а также Чехии вовсе перестать выдавать россиянам краткосрочные визы в Евросоюзе, не прошло, нынешнее ужесточение — это компромисс, могло быть заметно хуже. Во-вторых, проблема перелетов в том, что возят россиян почти на монопольной основе «Турецкие авиалинии». Как почти монополисты они и цены назначают соответствующие. Однако поспорить с ними за российских клиентов внезапно высказали намерение «Молдавские авиалинии». «По просьбам пассажиров» они намерены с 1 октября возобновить прямые полеты в Москву из Кишинева и обратно. Практически одновременно, явно под российские рейсы, из молдавской столицы начнутся с 16 октября прямые полеты в Тбилиси, Варшаву и Прагу. Так что Кишинев явно делает заявку на то, чтобы стать альтернативным Стамбулу хабом для кочующих в Европу и обратно россиян. На этом явно можно, с учетом актуальных цен на авиабилеты по популярным у граждан России направлениям, еще и неплохо заработать.