Posted 8 сентября 2022, 13:13
Published 8 сентября 2022, 13:13
Modified 1 февраля, 19:16
Updated 1 февраля, 19:16
Советская экономика была гораздо самодостаточней нынешней российской, но и то система развалилась достаточно быстро. Хотя казалось, что если на одной чаше весов — всего лишь снижение мировых цен на углеводороды, а с другой — отлаженные производственные цепочки и настоящее, а не картонное, импортозамещение, то такая держава устойчива и будет стоять еще долгие десятилетия.
Тогда недостающие товары и технологии тоже заимствовали на Западе, причем зачастую — через третьи страны, но международной оппонирующей коалиции не приходило в голову отвечать вторичными санкциями, вводить потолки цен на нефть с газом и плотно обкладывать иными флажками могучий Союз. Конечно, дело не только в экономике и ее способности выживать в суровых условиях, но еще и в политической воле, в способности руководства принимать верные решения и умении так вести диалог с внешними заклятыми партнерами, чтобы не доводить дело до масштабных геополитических конфликтов.
В тот последний советский период и диалог с Западом наладился, и реформы худо-бедно начались, но процесс все равно не задался, и результат известен. Он, конечно, не настолько плохой, каким бы мог быть, поскольку мир в целом с сочувствием отнесся к происходящему в СССР, и во многом благодаря этому обстоятельству на обломках империи сразу же пошли в рост другие формы жизни, из которых и вышла сегодняшняя Россия, и сделали карьеры ее руководители.
Возможно, нынешняя начальственная уверенность в том, что крепость выстоит, несмотря на иные исторические аналогии, замешана как раз на убеждении, что закон сохранения энергии опять, как всегда, успешно сработает, и даже если случатся катаклизмы, то это откроет возможности очередного переустройства страны в рамках смены циклов. Но ситуация отличается от перестроечной не только тем, что тогда заканчивали спецоперацию, а сегодня ее начали, и не только куда более тяжелыми условиями для экономики ввиду давления Запада, но еще и тем, что борьба за живучесть проходит в крайне неблагоприятной и практически враждебной геополитической обстановке, при усиливающейся конфронтации в статусе цивилизационного спора.
Конечно, глубина и масштабы вызовов предопределяют и уровень мобилизации, и ярость ответа, которые, очевидно, еще впереди. Но помимо этого система нуждается в твердом фундаменте, спайке общества, готовности терпеть лишения, а также определять четкий маршрут с понятными всем целями. Устойчивость будет зависеть от наличия и величины этих слагаемых, а также от того, как они сойдутся в одной конструкции, возводимой сейчас амбициозными политическими инженерами.
Telegram-канал «Мастер пера»