Posted 7 сентября 2022, 11:10

Published 7 сентября 2022, 11:10

Modified 1 февраля, 19:16

Updated 1 февраля, 19:16

Ни выплат, ни разъяснений: чем обернулись вложения в евробонды

7 сентября 2022, 11:10
Рядовые инвесторы, которые покупали облигации в иностранной валюте малыми лотами, испытывают трудности с получением своих «купонов».

Проблемы с выплатами по евробондам начались в марте 2022 года, когда европейский регулятор прекратил обслуживать российских инвесторов через Национальный расчетный депозитарий (НРД), отметил руководитель аналитического департамента AMarkets Артем Деев. «С тех пор ситуация сильно не изменилась — заблокированными остаются купоны по разным эмитентам, включая российские компании первого эшелона, такие как Норникель, Газпром, НЛМК и другие. В целом, на счетах держателей может оказаться заблокировано более 50 млн долларов выплат по евробондам», — отметило эксперт.

Как рассказал экономист, автор Telegram-канала bitkogan Евгений Коган, проблема с выплатами по евробондам заключается в том, что «мост» с иностранными депозитариями сейчас перекрыт, а значительная часть еврооблигаций российских компаний хранилась и хранится именно там. «Резиденту России невозможно проводить по ним операции, а эмитенты не могут до них доставить купонные выплаты или средства для погашения», — отметил он.

«Деньги от эмитентов поступают на счета европейских депозитариев — Euroclear и Clearstream, но не доходят в НРД. В результате инвестор, который покупал в рамках российской юрисдикции евробонды, не получает по ним выплаты», — пояснил директор по стратегии ИК «ФИНАМ» Ярослав Кабаков.

Как рассказала руководитель направления «Иностранные рынки» Ассоциации владельцев облигаций (АВО) Александра Янковская, раньше владельцы евробондов получали долларовый купон дважды в год на карту, но все изменилось. «Из-за санкций, наложенных на Национальный расчетный депозитарий, мост между НРД и европейскими депозитариями — Euroclear, Clearstream — рухнул, разделив российских владельцев еврооблигаций на два лагеря. В первом оказались держатели суверенных евробондов РФ, Белоруссии, крупных российских корпораций, таких как Газпром, Лукойл, Северсталь и других. Купонов в валюте они не видели уже почти полгода, потому как они поступалина счет в Euroclear, где были „взяты в плен“ и заморожены.

Во втором лагере — держатели зарубежных облигаций, например, мексиканских PEMEX и UNIFIN в санкционных банках/брокерах. Здесь купоны поступают на счет НРД в Euroclear, но дальше пройти не могут, потому как Euroclear не видит конечного условного Васю Пупкина — и не может, да и не хочет, убедиться в том, что Вася со своим счетом не в списке SDN», — отметила эксперт.

В итоге, по словам Янковской, счет НРД в Euroclear растет от платежей эмитентов, но получить их не представляется возможным. «Особняком стоят, например, долларовые облигации „Фридом Финанс“ с регистрацией в РФ. По ним эмитент спокойно видит держателя в реестре НРД и выплачивает долларовый купон внутри контура. Здесь же находятся владельцы евробондов, купленных через структуру омнибус-брокера — условный кипрский Атонлайн Атона. Этих господ Euroclear не видит, а видит только счет кипрского подразделения, против которого нет санкций. Дивиденды и купоны приходят на имя номинального держателя, который тихонечко внутри их распределяет», — рассказала Янковская.

Основные владельцы российского корпоративного долга, номинированного в евробондах, это российские инвесторы, отметил директор по стратегии ИК «ФИНАМ» Ярослав Кабаков. Их доля составляет до 80-90%. Причем большинство из них — юридические, а не физические лица, добавил собеседник «Росбалта». «Это большая проблема, поскольку инструмент евробондов выбирали достаточно крупные инвесторы — как юридические, так и физические лица. Там суммы немного другого порядка, чем брокерские счета на Московской бирже. Для кого-то евробонды могли быть неким обеспечением по тем или иным сделкам. Сложившаяся ситуация может затрагивать достаточно большую долю российского рынка», — полагает эксперт.

Однако сейчас, как рассказал Кабаков, происходит постепенное изменение механизмов выплат: российские эмитенты евробондов начинают выплачивать по ним купоны на счета в НРД, а не в европейские депозитарии. Экономист Евгений Коган подтвердил, что большинство эмитентов готовы и хотят платить купоны держателям евробондов, и сейчас ищут способы для этого. «Один из вариантов — перейти на выплаты в рублях. Есть определенная проблема с составлением реестра держателей, но она преодолима, а также ряд дополнительных затруднений, но это — выполнимо», — отметил эксперт. Некоторые компании, по словам Когана, приняли другое решение — выпустить новые еврооблигации для замены текущих с согласия держателей. «Это занимает время и необходимо проделать определенную работу с инвесторами, но реальные примеры на рынке уже есть», — рассказал собеседник «Росбалта». Наконец, по словам Когана, можно погасить облигации досрочно и выплатить доход в другой валюте. «Это действие похоже на первый вариант, но не все эмитенты готовы и хотят прямо сейчас полностью „закрыть“ долг», — отметил он. Тем не менее, экономист подчеркнул, что варианты для выхода из ситуации есть, и работа эмитентами ведется.

С этим согласилась и представитель АВО Александра Янковская. «Ряд ответственных эмитентов приняли решение платить в своей валюте, в рублях РФ или в белорусских рублях (BYN), поставив недружественных нерезидентов в позицию выбора — конвертируйте и забирайте или оставляйте. Более того, для удобства дружественных держателей проводится процедура перевода выпусков в дружественную юрисдикцию с максимальной прозрачностью действий — все записи есть в НРД или в КЦД (Казахстан)», — отметила она.

Кроме того, по словам Янковской, ряд эмитентов, например, ФОСАГРО, проводит общее собрание владельцев облигаций, чтобы изменить схему выплат и согласовать альтернативный механизм платежей.

«Попавший под санкции Совкомбанк производит процедуру выпуска квази-замещающих облигаций для крупных держателей — от $200,000, а также процедуру передачи небольшими держателями своих дробных лотов облигаций в закрытый паевой фонд для возможной реализации внутри этого фонда. Почему квази? Потому что замещающие облигации в полном смысле не могут иметь неодинаковые условия для разных держателей», — пояснила она.

Газпром — крупнейший российский заемщик на рынке еврооблигаций — тоже начнет выпускать замещающие облигации. «Компания сообщила, что разместит облигации взамен еврооблигаций выпуска GAZPRU' 27, а оплата облигаций будет осуществляться „иностранными ценными бумагами — еврооблигациями, права на которые учитываются российскими депозитариями“. Выплаты по ним будут проводиться в рублях по официальному курсу на дату фиксации», — отметила Янковская. По ее словам, начать процесс замещения Газпрому позволило успешное проведение голосования среди инвесторов за «упрощение механизма погашения бумаг». Именно это условие необходимо для законного замещения еврооблигаций, подчеркнула собеседница «Росбалта». Она напомнила, что упрощенное погашение бумаг есть в списке вопросов для голосования большинства российских компаний-эмитентов, в том числе у Лукойла, объявившего об открытии голосований по всем пяти своим выпускам.

По мнению экономиста Евгения Когана, держателям российских евробондов следует по мере возможностей содействовать эмитентам, когда они предпринимают действия для решения проблемы. Например, согласиться на изменение условий обращения еврооблигаций или открыть какие-то дополнительные необходимые счета для получения дохода по ценным бумагам. Никаких других активных действий они сейчас предпринять не могут, полагает эксперт.

Проблема держателей российских евробондов еще и в том, что обо всех мерах, которые принимаются эмитентами, рядовые инвесторы должны узнавать сами. «Коммуникация между держателями евробондов и эмитентами сейчас строится по принципу значимости держателя для эмитента, а значимость определяется размером позиции. То есть рядовой инвестор, который покупал евробонды малыми лотами на Мосбирже, должен сам читать пресс-релизы, раскрытия и связываться с эмитентом. А поскольку рядовой инвестор не всегда имеет время разбираться во всем, то мы прочитаем еще много историй о платном образовании», — полагает представитель АВО Александра Янковская.

Что касается второго лагеря, то есть, держателей зарубежных евробондов, то их судьбу, по мнению Янковской, можно решить только при получении НРД лицензии или наличии готовности у Euroclear и Clearstream изучать каждую заявку с раскрытием бенефициаров в ручном режиме. «Первый вариант развития событий более вероятен — ряд брокеров готовит зарубежную инфраструктуру, чтобы при появлении временного моста (лицензии) быстро перевести замороженные активы в дружественные юрисдикции и под свой зонтик иностранной дочки», — считает Янковская.

Кабаков напомнил, что Мосбиржа подала в суд на европейские депозитации, чтобы добиться правового решения проблемы. Держатели нероссийских евробондов в этой ситуации могут только ждать, полагает эксперт.

Анна Семенец

Подпишитесь