Posted 6 сентября 2022, 12:54
Published 6 сентября 2022, 12:54
Modified 1 февраля, 19:15
Updated 1 февраля, 19:15
Самым значимым трендом в образовании в последние годы стало создание и внедрение цифровых образовательных платформ, показал анализ Института статистических исследований и экономики знаний (ИСИЭЗ) НИУ ВШЭ. В глобальном рейтинге, по данным исследователей, этот тренд занимает первую строчку, тогда как в российском — лишь четвертую.
«Второй по популярности тренд в мировой образовательной повестке — социальное и эмоциональное обучение (SEL). Принципы обучения SEL нацелены на развитие эмоционального интеллекта, стрессоустойчивости, саморегуляции и навыков общения, важность которых усилилась в период роста эмоциональной напряженности, вызванного пандемией COVID-19», — отметили в ИСИЭЗ. В российском рейтинге этот тренд не попал даже в топ-15 самых значимых.
Третье и четвертое места в глобальном рейтинге, по данным анализа, заняли программные решения: системы управления обучением и массовые открытые онлайн-курсы. «Во время пандемии востребованность этих инструментов также значительно повысилась. Например, аудитория онлайн-платформы Coursera только в марте — апреле 2020 года выросла на 640% — с 1,6 до 10,3 млн человек», — отмечают в ИСИЭЗ. В российском рейтинге этот тренд, по данным аналитиков, занял седьмое место из 15.
Главным образовательным трендом в России стало развитие электронного обучения. На втором месте — создание цифровой образовательной среды. На третьем месте оказались инновационные цифровые образовательные технологии — от электронных учебников и интерактивных домок до изменения самой педагогической деятельности. Последним трендом в пятерке самых значимых в России стало использование электронных дневников, которые внедряются в школах с 2013 года.
«К специфичным для России тенденциям также относятся использование социальных сетей для обучения и коммуникации между учениками и преподавателями, переход к смешанному формату обучения и внедрение умных систем — повсеместный доступ в интернет, единое информационное пространство, интерактивные системы обучения», — уточнили в ИСИЭЗ.
Анализ показал как сходства, так и различия российских и глобальных трендов в образовании. «В национальном рейтинге первые семь позиций занимают тренды, связанные с цифровизацией и новыми технологиями, в то время как глобальная повестка более сфокусирована на гуманитарных аспектах», — подчеркнули исследователи.