По итогам августа ожидания промышленного сектора в развитых азиатских экономиках также существенно ухудшились. Падение экономической активности в Южной Корее и Тайване достигло максимальных темпов с начала пандемии: снижение объемов новых заказов носит характер обвального падения, а не управляемого замедления.
Быстрое снижение заказов привело к тому, что в Южной Корее объем накопленных, но невыполненных заказов сократился впервые с октября 2020 г., а на Тайване объем накопленных заказов сокращался максимальными с начала 2009 г. (пик мировой рецессии!) темпами, при этом темпы снижения объема выпуска в августе стали максимальными со времен начала пандемии.
Динамика опережающих индикаторов Южной Кореи, Тайваня и Сингапура указывает на быстрое ослабление мирового спроса на электронику и полупроводниковую продукцию, что стало следствием как постепенного снижения реальных доходов населения в мире из-за высоких темпов инфляции, так и ужесточения центральными банками большинства стран мира монетарной политики.
В результате такого падения спроса в Южной Корее и на Тайване наблюдались минимальные темпы роста отпускных цен с 2020 г., а также улучшение ситуации в цепочках поставок товаров, сбои в которых стали одной из причин рекордных за десятилетия темпов инфляции в мире. Таким образом, инфляционное давление в этом секторе начинает ослабевать благодаря действиям монетарных властей.
Однако, напомню, центральные банки сейчас находятся еще лишь в середине цикла ужесточения монетарной политики, а мы уже наблюдаем обвальное падение спроса на электронные компоненты. Анализ статистики за прошлые периоды указывает, что падение спроса на электронику в этих регионах начинается в среднем на 3-6 месяцев до того, как уверенное снижение начинает фиксироваться в остальных промышленных секторах и регионах, в первую очередь в развитых странах, которые затем тянут за собой остальные развивающиеся экономики.
Таким образом находит подтверждение мое предположение о том, что даже уже принятых центральными банками мер достаточно для охлаждения мировой экономики, однако центральные банки вновь превысят необходимую для стабилизации экономической ситуации амплитуду изменения процентных ставок, что будет способствовать увеличению глубины предстоящей рецессии в 2023 г.
Алексей Тихонов, автор Telegram-канала «Родина слонов»