Сейчас США и ЕС выступают единым фронтом в санкционной политике в отношении России и в попытках договориться о ценовом потолке на российскую нефть. Также атлантические партнеры много говорят о необходимости скоординированных действий по борьбе с изменениями климата и переходу к «зеленой экономике».
Тем не менее экономические отношения между Вашингтоном и Брюсселем не являются беспроблемными, несмотря на значительное улучшение их общей атмосферы с приходом в Белый дом Джо Байдена.
На одну из новых проблем, грозящих перерасти в торговый конфликт, обратило внимание издание Politico. Речь идет об одном из положений подписанного Байденом в августе масштабного финансового акта о сокращении инфляции, которое призвано стимулировать потребителей в США «покупать американское». Положение предусматривает, что после покупки электромобиля американец может получить налоговый вычет в размере до $7500, но при одном условии: автомобиль должен быть собран в Северной Америке и иметь батарею, 40% металла в которой произведено в США, Канаде или Мексике.
Официально принятая мера направлена на то, чтобы снизить зависимость США от поставок из Китая важнейших материалов, используемых в электромобилестроении, и стимулировать создание в стране новых рабочих мест. Но она, естественно, бьет по интересам производителей в Европе и Южной Корее, которые продают в США миллионы электромобилей. Эксперты по международной торговле и мощное автомобильное лобби в ЕС подчеркивают, что позиция США является по сути протекционистской и должна быть пересмотрена.
Не осталась в стороне и Еврокомиссия. Она настаивает, что введенный налоговый вычет не должен проводить различий между американскими и иностранными производителями. ЕК назвала данное положение принятого в США закона «дискриминационным», нарушающим правила ВТО и подрывающим тесную кооперацию в деле защиты климата. Комиссия подвергла критике принятую меру как «новый и значительный трансатлантический торговый барьер со стороны США». Представитель ЕК заявил, что ЕС будет рассматривать все варианты действий, включая официальное выдвижение претензии к США в ВТО.
Однако обращение в ВТО не сулит быстрого окончания этого конфликта, поскольку ее органы по разрешению споров давно находятся в недееспособном состоянии. Учитывая это обстоятельство, ЕС в прошлом году ввел новые правила, которые позволяют самостоятельно применять ответные меры в случае, когда торговый спор не продвигается в рамках ВТО.
Конечно, ЕС не будет торопиться с форсированием конфликта, для начала полагаясь на дипломатическое решение. 1 сентября замглавы ЕК, еврокомиссар по торговле Валдис Домбровскис провел онлайн-встречу с торговым представителем США Кэтрин Тай и довел до нее критическую реакцию ЕС, но договорились они лишь о продолжении обсуждения этого вопроса.
Если так пойдет и дальше, то не исключено, что ЕС в конце концов действительно прибегнет к ограничительным мерам в отношении тех или иных товаров США. С учетом общей геополитической напряженности в мире дело вряд ли дойдет до той степени ожесточенности, которая характеризовала торговые отношения между ЕС и США при Трампе. Но экономический «медовый месяц», который существовал на начальном этапе правления Байдена, можно считать оконченным.
Александр Ивахник, политолог — для Тelegram-канала Bunin&Co