Posted 3 сентября 2022, 08:26
Published 3 сентября 2022, 08:26
Modified 30 ноября, 07:00
Updated 30 ноября, 07:00
Игнорировать проблему глобального потепления все сложнее: петербургское и московское лето в 2022 году, как и в европейских городах, выдалось таким жарким, что побило температурные рекорды последних десятилетий.
Какие сферы нашей жизни напрямую страдают от ежегодного повышения температуры? Как на потепление реагируют животные и что происходит с лесами и океаном? Реально ли пережить жару в современных городах? Разбирался «Росбалт».
Климатический кризис постепенно затрагивает все континенты планеты, принося с собой волны жары, засуху, ураганы и наводнения. 90% подобных катастроф связаны именно с климатом, уверены в Управлении ООН по уменьшению опасности бедствий. Каждый год такие климатические эксцессы обходятся мировой экономике в 520 млрд долларов, приводит цифры Глобальный фонд по уменьшению опасности бедствий и восстановлению (GFDRR).
Среднегодовые температуры растут: последнее десятилетие было самым теплым за 125 тысяч лет, а средняя глобальная температура с 2015 по 2019 годы выросла на 1,1 °C по сравнению с доиндустриальным периодом, говорится в отчете Всемирной метеорологической организации.
Форсирует события, разумеется, антропогенное влияние на планету — к самым известным парниковым газам, концентрация которых влияет на нагревание Земли, сегодня относят углекислый газ, метан и озон. То, что человек ускоряет естественные процессы нагревания в разы, подтверждают данные недавнего доклада Межправительственной группы экспертов по климату при ООН. Из него же следуют, что без вмешательства человека аномальная жара случалась бы раз в 1000 лет, но теперь она будет происходить примерно в 150 раз чаще.
Неудивительно, что в 2022 году жара захватила большую часть нашей страны. В Москве были побиты температурные рекорды за 121 год наблюдений. К слову, в 2021 году Москва вместе с индийской Калькуттой и иранским Тегераном вошла в тройку самых быстро нагревающихся городов мира — такие данные приводятся в докладе Межправительственной группы экспертов по изменению климата (IPCC). За период с 1950 по 2018 годы температура в столице выросла на 1 °C.
Лето в Петербурге, впрочем, не сумело побить абсолютный рекорд 2021 года, несмотря на то что текущий август стал самым жарким за последние 140 лет. Средняя температура все же составила 20,7 градуса, температура на 3,3 градуса выше нормы.
Погодная аномалия серьезно затронула Южную, Западную и Центральную Европу — буквально в духовке оказались Испания, Португалия, Франция, Италия, Германия, Великобритания и балканские страны. В июне на большей части территории Европы температура достигала +40 … +43 °C.
С глобальным потеплением все непросто, есть «быстрые» эффекты и есть отложенные. Очевидно, что чрезмерно жаркое лето — сущий кошмар для людей с хроническими заболеваниями. По данным исследования Гарвардской школы общественного здоровья, в аномально жаркое время смертность людей с сахарным диабетом возрастает на 4%, переживших инфаркт — на 3,8%, людей с хроническими заболеваниями легких — на 3,7%, лиц с сердечной недостаточностью — на 2,8%.
В статье в журнале Lancet ученые Вашингтонского университета пишут, что с 1980 по 2016 год фиксируют рост числа смертей, связанных с глобальным изменением климата и экстремальными температурами на 74%. Печальной статистикой лета этого года уже поделились в министерстве здравоохранения Италии: жара на Апеннинах в июле привела к избыточной смертности в 29%, затронув все возрастные категории старше 65 лет. В Германии только с 14 по 20 июня зарегистрировали 1636 дополнительных смертей, а в Португалии к 18 июля число смертей за лето выросло до 1063.
Российской статистики на этот счет, к сожалению, лет.
Учитывая ежегодное повышение температур, многие города мира могут превратиться в настоящие духовки. Каждый кусок асфальта, освещенный солнцем, становится настоящим «островом тепла», и в жаркий день может нагреваться до плюс 50 градусов и выше.
Результаты научной работы, опубликованные в журнале Science Advances, показывают, что в жаркую погоду асфальт выбрасывает в воздух большое количество вредных веществ и загрязняет его почти так же, как автомобили. К слову, та же плитка и увеличение площади газонов могут значительно облегчить жизнь горожанам.
Усугубляет ситуацию и скромное количество зелени — к примеру, в большинстве российских городов, серьезные проблемы с газонами, парками и скверами. Блогер-урбанист Илья Варламов советует российским властям взять на вооружение озеленение фасадов и крыш, которое практикуют в Париже, Вене, Лондоне и Мельбурне.
«В Сан-Франциско в новых постройках обязали 15-30% крыш покрывать растениями, а в Сингапуре на фасадах и крышах зданий уже сейчас растут около 100 гектаров кустарников и цветов», — напомнил эксперт.
Обратить внимание стоит и на другие лайфхаки, которые практикуют иностранные урбанисты. Так, в жарких южных городах уже учатся использовать тенты, зонты и навесы, чтобы создать места с тенью. В Барселоне в 2022 году школьные дворы с навесами превратили в климатические убежища для прохожих. В Южной Корее над детскими площадками устанавливают тенты, они же есть и перед пешеходными переходами. В Италии людей от жары защищают ставни на окнах и навесы над ними.
Все популярнее становится установка фонтанов — по исследованиям ученых из ОАЭ, за 26 минут с помощью фонтана и испарения воды можно охладить воздух с 28 до 19,2 градуса. Решают проблемы и водоемы — если они есть в черте города, к ним должен быть обеспечен доступ. Практикуют в китайских городах и распрыскиватели воды, которые увлажняют и охлаждают воздух.
Архитекторам также стоит начать использовать ветер для охлаждения. В Тель-Авиве планировочная сетка города устроена так, чтобы направлять морской бриз со Средиземного моря в центральные кварталы. В немецком Штутгарте тоже создали несколько вентиляционных коридоров — это широкие улицы с деревьями, которые дают возможность ветру спуститься с холмов в город.
Как бы то ни было, очевидно, что от типовой застройки в условиях глобального потепления стоит отказываться в пользу индивидуальных решений. И, конечно, более экологичных — чтобы через снижение выброса парниковых газов хотя бы немного замедлить нагревание планеты.
Из менее «быстрых» эффектов — деградация почвы из-за изменения климата, когда под влиянием антропогенных и природных факторов разрушается верхний слой земли, и на нем сложно что-либо вырастить.
В ряде регионов происходит аридизация: из-за уменьшения количества осадков территории становятся менее влажными и есть риск опустынивания. Кстати, не только Марракеш, но и Волгоград уже сегодня находятся на грани превращения в пустыни.
Европа же в этом году столкнулась с сильной засухой — сильно пострадали посевы кукурузы, подсолнечника и кормовых культур. Британские аграрии указывают на неизбежность дефицита овощей и фруктов. Из-за нехватки воды и кормов во Франции, Бельгии и Румынии прогнозируют сокращение выпуска молока — об этом сообщили во французском сельскохозяйственном профсоюзе (FNSEA).
С 1970 года мировой океан неуклонно нагревается, а с 1993 года темпы потепления слоев воды увеличились более чем в два раза. Это негативно влияет на условия жизни морских организмов и трансформирует всю экосистему. Вдобавок ко всему, как рассказал «Росбалту» Владимир Асикритов, эксперт программы по климату и энергетике российского отделения «Гринпис», с 1980 года мировой океан поглотил от 20 до 30% антропогенных выбросов СО2.
«По этой причине кислотность воды выросла, кислорода в ней стало меньше. В том числе из-за этого на грани исчезновения сегодня коралловые рифы, которые являются домом для многих морских обитателей», — отметил эколог
В ответ на потепление океана и сокращение содержания кислорода в воде многие морские виды массово меняют ареалы обитания. Например, антарктический криль, которым питаются императорские пингвины, мигрировал к югу и птицам стало сложнее добывать пищу.
«Проявления климатического кризиса и дальше будут наносить непоправимый урон экосистеме мирового океана, если не предпринимать решительные действия по сокращению выбросов парниковых газов», — отметил Асикритов.
Из-за потепления ледники и ледяные щиты в полярных и горных регионах тают быстрее — из-за этого Земля отражает солнечное тепло хуже. Кроме того, быстрыми темпами растет уровень моря. Скорость этого процесса в 2006–2015 годах составила 3,6 мм/год. Для сравнения: в период с 1901 по 1990 год рост уровня моря был пределах 1,4 мм/год.
Происходящее угрожает почти двум третям городов мира. Среди опаснейших мест — районы Нью-Йорка, Шанхая, Абу-Даби, Осаки, Рио-де-Жанейро.
«Уже сейчас островные государства и прибрежные города находятся в высшей зоне климатического риска. Если весь ледяной покров на полюсах и горных вершинах растает, уровень воды в мировом океане поднимется примерно на 65 м. Это приведет к затоплению многих городов Европы, и Петербург не будет исключением», — предупредил Асикритов.
По данным Северо-Западного управления по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды, в течение XVIII века в Санкт-Петербурге произошло 75 наводнений, в 20-м — уже 138. Из-за климатического кризиса частота, продолжительность и интенсивность таких наводнений будет расти.
«Нынешнее столетие станет самым серьезным вызовом для Петербурга с момента его основания, — выразил уверенность ученый. — Неизбежно увеличится количество осадков, повысится уровень Балтийского моря, так что городской администрации необходимо усилить меры как для адаптации к изменению климата, так и для более эффективного сокращения выбросов парниковых газов».
Жара — враг леса. В конце июля 2021 г. площадь лесных пожаров в России превысила 785 млн га, а дым от огня в Якутии достиг территории США. В этом году аномальная жара привела к многочисленным лесным пожарам в Португалии, Испании, Хорватии и на юге Франции.
Кроме того, деревья из-за накопления большего количества углекислого газа в атмосфере, активнее растут — однако растения быстрее погибают. Как выяснили ученые еще в 2013 году, тропические леса Бразилии начали выделять больше углекислого газа, чем поглощать, об этом говорится в статье в научном журнале Science Advances.
Владимир Асикритов отмечает, что хотя растения и животные способны приспосабливаться под меняющийся климат, в нынешних условиях пределы для адаптации практически исчерпаны. Изменение климата из-за антропогенных выбросов происходит сейчас слишком быстро.
«Если выбросы парниковых газов останутся на прежнем уровне, к 2080 году могут исчезнуть 50% видов растений и животных в регионах планеты с особенно разнообразной флорой и фауной, в том числе на Байкале. Из-за климатического кризиса многие животные уже изменили ареалы своего обитания. Например, белые медведи в Чукотском море стали проводить на 30 дней больше на берегу из-за быстрого сокращения морского льда», — говорит ученый.
Доктор биологических наук, профессор Школы системной биологии Университета Джорджа Мейсона Анча Баранова в беседе с корреспондентом «Росбалта» добавила, что в мире быстрыми темпами снижается биоразнообразие насекомых на кубометр биосферы — к примеру, пчел. Из-за повышения температуры они испытывают стресс и чаще подхватывают бактериальные и грибковые болезни.
«На Земле постепенно происходит переделка климатических зон, а экосистемы, привыкшие к прохладе, сдвигаются в более северные широты. В частности, на север продвигаются клещи и комары», — отметила ученый.
Таяние вечной мерзлоты, ко всему прочему, может обернуться высвобождением древних микробов и вирусов, к которым у человека нет иммунитета.
«Они действительно способны храниться в замороженном состоянии долгое время, хотя это больше про классический страх человека перед непознанным, неизведанным. Мы просто не знаем, что там внутри», — объяснила Баранова.
Анжела Новосельцева