Инициативы казахстанского президента Токаева по части экономических и политических реформ, и в особенности проекта ежегодного отчисления половины доходов Нацфонда на счета всех несовершеннолетних детей, были вслух оценены в РФ позитивно. Песков хоть прямо и не похвалил союзника за такой радикальный социальный разворот, о котором в России только мечтают, но выразил надежду на блестящее будущее российско-казахских отношений по результатам их нацпроекта.
Возможно, в контексте зачинаемых казахстанских перемен это было сказано и не без доли ехидства, потому что если бы в Москве и впрямь считали такой подход благотворным для развития, то ничто не мешало уже давно проделать то же самое на российской почве — и тем самым поднять уровень благосостояния если не всего населения, то хотя бы обеспечить гарантированное будущее подрастающему поколению. В РФ Фонд национального благосостояния и другие резервные кубышки куда успешнее казахских наполнялись нефтегазовой валютой, однако меры социальной поддержки населения всегда были более чем скромны. Россиянам разъясняли, что чрезмерная раздача денег — путь к инфляции, которая обесценит выплаты и никак не улучшит жизнь народа.
Но в Казахстане придумали, как дать денег детворе и избежать при этом инфляционных процессов. Путь не новый, его успешно испытали иные арабские и прочие нефтеносные государства, которые с рождения каждого ребенка ежегодно зачисляют ему на счет причитающуюся долю от экспорта извлекаемых из земли богатств. Пока юный гражданин не достигнет совершеннолетия, такие именные счета неприкосновенны, зато потом молодой гражданин получает справедливый стартовый капитал, помогающий ему не зависеть от государства, а рассчитывать на себя.
В России такой сценарий социально-экономической политики не прижился, хотя мог бы наряду с другими элементами глубоких реформ существенно изменить облик страны и добавить ей столько привлекательности, что ее хватило бы перевесить все соблазны «европейского выбора» Украины, а значит, и избежать нынешнего геополитического конфликта.
Конечно, многовекторные казахи могут себе позволить социально развернуться и в нынешней обстановке, а вот в России уже поздно пить такой боржоми, потому что суверенный курс определен, все решения приняты, все деньги подсчитаны и резиночками перевязаны. Однако если Казахстан заживет зажиточнее России или хотя бы появятся признаки того, что там становится лучше нашего, то такой рывок может и нарушить сложившийся баланс взаимоотношений с этим соседним государством. С этажей российской вертикали, несомненно, теперь будут внимательно наблюдать за ходом заявленных Казахстаном реформ, и если они пойдут слишком бурно, то в российском экспертном пуле всегда найдется кому их покритиковать, чтобы собственное население не слишком заглядывалось в соседскую сторону и не вводилось в искушение тамошними переменами.
Telegram-канал «Мастер пера»