«Один абитуриент попал в вуз вместо другого»: главные тайны вступительной кампании

31 августа 2022, 16:20
«Суперсервис» через Госуслуги и снижение баллов ЕГЭ у бюджетников: чем отличался прием 2022 года.

В этом году приемная кампания в российские вузы проходила в одну волну, а у выпускников появилась возможность подать документы в вуз онлайн — через Госуслуги. Чем обернулись эти нововведения для абитуриентов и вузов, с какими проблемами они столкнулись и как справлялись, рассказали ректоры ВШЭ, МГИМО и Бауманки на пресс-конференции в ТАСС.

«Суперсервис» поступления онлайн добавил проблем

Сервис подачи документов в вузы онлайн через портал Госуслуг нужно серьезно дорабатывать, считают ректоры ведущих университетов страны. «Прием абитуриентов прошел достаточно организовано. Хотя, не могу не отметить, что, конечно, работа по приему документов, которая шла централизовано через сервис Госуслуг, иногда создавала нам проблемы», — заявил ректор МГИМО Анатолий Торкунов. Он объяснил, что перенос данных из Госуслуг в вузовскую систему иногда осуществлялся с задержкой, что вызывало непонимание у абитуриентов и их родителей. Например, некоторые абитуриенты появлялись в списках позже, чем рассчитывали.

По словам ректора МГИМО, когда с поступлением через Госуслуги возникли проблемы, вуз подключил собственную команду IT-специалистов. «Там, где были какие-то задержки при переносе данных из „суперсервиса“ на наши платформы, они достаточно эффективно с этим справились», — отметил он.

«У нас был один единственный случай, когда перенос данных с „суперсервиса“ задержался, и девочка, которая имела право быть зачисленной на бюджетное место, оказалась вне списка, а молодой человек, у которого баллы были чуть пониже, в этот список попал. Но мы по справедливости решили: раз в приказе парень этот был, мы взяли его на бюджет и будем учить за счет университета, потому что, конечно, такую травму нанести ребенку мы не можем, раз в изначальном списке поступивших он был», — заявил Торкунов.

Ректор МГИМО отметил, что в Минобре и Минцифры обо всех этих проблемах знают и работают над тем, чтобы довести систему до соответствующей высокой кондиции к будущему году. «Ясчитаю, что это дело нужное, полезное. В планах дать абитуриентам возможность через электронные сервисы подавать документы в вузы, следить за тем, как продвигается конкурс», — отметил Торкунов.

О сбоях в работе сервиса также рассказал ректор МГТУ имени Баумана Михаил Гордин. «В этом году, как нам кажется, вся проблема с „суперсервисом“ была связана с тем, что он вышел на уровень готовности к эксплуатации достаточно поздно — и не был в достаточной степени протестирован. Проблемы, которые мы решали в эту приемную кампанию, решались на лету — нашими IT-специалистами и специалистами Минобра, Минцифры, которые работали на износ», — отметил он.

По словам Гордина, некоторые вузы даже сами вводили данные за абитуриентов на «суперсервисе»: многие вопросы разрешались буквально в ручном режиме. «Мы с каждым абитуриентом связывались лично — не важно, через какой канал он подавал документы. Как это было организовано? Количеством людей, которые этим занимались», — отметил ректор Бауманки. По его словам, в этом году в приемной кампании в вузе было задействовано около двухсот человек, что больше, чем обычно. И это правильно, считает Гордин, «потому что ответственность за абитуриентов несут в первую очередь вузы, а не какой-то суперсервис где-то там на Госуслугах». По мнению ректора Бауманки, эту ответственность за вузами нужно оставить. «Также очень важно сохранять и личный прием, и нашу собственную информационную систему, которая находится полностью под нашим контролем. Тогда это будет более адресная работа. Мы будем отвечать за меньшее количество людей. Не будет никакого „комитета помощи“ двум миллионам человек», — отметил Гордин.

В то же время ректор Бауманки считает, что «суперсервис» должен развиваться — «это хороший, интересный, правильный канал поступления». «Надеюсь, что к следующему году будет проведено соответствующее нагрузочное тестирование этих систем, чтобы сервис выдерживал нагрузки последний дней приемной кампании», — отметил он.

А вот в ВШЭ, по словам ректора Никиты Анисимова, никаких проблем с подачей документов через Госуслуги не заметили. «Поскольку у нас действует „зеленая“ волна зачисления, то нам все равно, как работает „суперсервис“. Мы сразу в период „зеленой“ волны даем список абитуриентов, которым гарантируем зачисление на бюджетное место при условии, что они подадут оригиналы документов. Загрузил человек документы на „суперсервис“ или не загрузил, он сразу видит, что прошел по конкурсу. Это филигранная работа огромного количества людей, которые обеспечивают прием в ВШЭ ежедневно в течение всего года. Благодаря „зеленой“ волне у абитуриентов есть уверенность в зачислении на бюджетные места. Если через два года „суперсервис“ сможет так же, будет вообще здорово», — отметил Анисимов.

По его словам, «суперсервис» — это будущее, и нужно просто учиться этому будущему. «Думаю, года через два это будет эффективный механизм, которым будут пользоваться ребята со всей страны. Сервис будет показывать любому абитуриенту его место в конкурсной ситуации, независимо от выбора университета, то есть — по всем вузам страны. Сейчас многие даже не понимают, насколько их баллы позволяют пройти на бюджет в топовый университет», — отметил он.

В ВШЭ, по словам ректора, ребят, которые не смогли поступить из-за сбоев на Госуслугах, не было. «Почему мы в ВШЭ не почувствовали никаких проблем с „суперсервисом“? Ребята, которые к нам приходят, нацелены именно на ВШЭ. Если какой-то элемент „суперсервиса“, „мегасервиса“, вузовского сервиса не позволяет им попасть в вуз, они сделают все возможное, чтобы там оказаться. Это специфика Вышки — к нам поступают ребята, которые умеют брать от жизни все. Если человек за месяц сражения с „суперсервисом“ не смог связаться с приемной комиссией вуза своей мечты и объяснить ситуацию, что тогда вообще обсуждать», — считает он.

Средний балл ЕГЭ снизился

Как отметил ректор МГИМО Анатолий Торкунов, по традиции, фактический средний проходной балл по всем вузам считает ВШЭ — к новому году. «По нашим оценкам, в прошлом году средний проходной балл ЕГЭ на бюджет в МГИМО был 96,2, в этом году — 96 баллов. Проходной балл на обучение на договорной основе — 84 балла», — отметил Торкунов. То есть — проходной балл несколько снизился, но остался примерно на уровне прошлого года.

«Сейчас, по нашим оценкам, средний балл ЕГЭ в Москве составил 95,1 балла, что на 0,5% меньше по сравнению с прошлым годом», — отметил в свою очередь ректор ВШЭ Никита Анисимов. При этом он подчеркнул, что в 2022 году ощутимо подрос средний балл ЕГЭ питерского кампуса ВШЭ — до 94,7 балла. «Средние баллы в кампусах Москвы и Питера почти сравнялись», — отметил он. В Нижнем Новгороде, по словам Анисимова, средний балл ЕГЭ составил 89,3 балла, в кампусе в Перми — 86 баллов.

«Конечно, наблюдается снижение проходного балла. Это связано с природой проходного балла и с теми изменениями, которые произошли в этом году, в том числе с приемом в одну волну. Абитуриент должен был принести оригиналы документов в вуз, и это создавало некоторое напряжение для ребят со средними баллами. Если посмотреть статистику, снижение проходного балла формально есть, но на самом деле оно произошло за счет абитуриентов, которые рискнули оставить аттестаты в вузе и ждать результатов. Очень часто это были ребята, которые в любом случае хотели на эту специальность, и ждали до конца, понимая, что согласны на плату, если на бюджет не пройдут. Те же, кто рассчитывал исключительно на бюджет, вынуждены были переносить документы в другой вуз, где проходной балл был меньше, а шансы — выше», — отметил ректор МГТУ имени Баумана Михаил Гордин. По его словам, снижение баллов ЕГЭ заметно в Москве — с 83,74 в прошлом году до 80,94 в этом году, однако в Калужском и Мытищинском филиалах баллы значительно возросли.

Иностранных студентов меньше не стало, но набирали в странах СНГ

Как заявил ректор ВШЭ Никита Анисимов, на сегодняшний день в вуз зачислено 1409 иностранных студентов. «Полностью выполнены обязательства по набору на бюджетные места. Да, в этом году выпали „недружественные страны“ — Америка, Германия, Франция. Но основной набор иностранных студентов как шел, так и остается, из стран СНГ, Китая, Индии. Даже сейчас мы видим, что иностранных студентов от общего количества зачисленных в ВШЭ — 10%, как в прошлом году, хотя, прием иностранных граждан еще продолжается. Я так вижу, что сильного влияния на количество иностранных студентов текущая ситуация не оказывает», — отметил ректор ВШЭ.

А вот в МГИМО, по словам ректора Анатолия Торкунова, удалось набрать студентов и из Европы. «В этом году у всех у нас были известные опасения, связанные с набором иностранных студентов. В итоге, мы приняли 301-го студента из 36 стран. Страны самые разные. Есть ли среди них „недружественные“? Есть. Италия, Австрия, даже США. Не много, конечно, но они есть. Хотя, основная часть иностранных студентов из стран СНГ, Китая», — отметил Торкунов. По словам ректора, все это — результат серьезной работы, которую вел вуз. «В эти страны выезжали целые команды от МГИМО, вели встречи со школьниками. Я думаю, эта работа дала свои результаты», — считает он.

Также, отметил ректор, МГИМО продолжает сотрудничество с иностранными вузами. «Сейчас в наших планах направить порядка 150 студентов в различные зарубежные вузы, которые продолжают принимать наших студентов на модульное обучение — на семестр или на два семестра», — рассказал он.

В свою очередь ректор МГТУ имени Баумана Михаил Гордин отметил, что количество иностранных студентов плюс-минус то же, что и в прошлом году.

Возвращения к специалитету не случилось

«Я знаю, что в некоторых вузах возвращение ряда программ к специалитету обсуждается, но у нас ничего не поменялось — нас все устраивает», — отметил ректор МГИМО Анатолий Торкунов

Как объяснил ректор Бауманки Михаил Гордин, превращение бакалавриата в специалитет, о котором заговорили только весной на фоне выхода России из Болонского процесса, технически невозможно в такой короткий срок, потому что контрольные цифры приема назначаются за полтора года до начала набора. «То есть, если что-то сказали этой весной, то результата ждите только через полтора года. Так устроен механизм», — отметил он. Такой же ответ дал ректор ВШЭ Никита Анисимов: «с формальной точки зрения превращение бакалавриата в специалитет так быстро произойти не может, поскольку слова сначала должны лечь на бумагу, а на это требуется время». По словам Анисимова, процесс занимает примерно два года.

«Я надеюсь, что список направлений подготовки в части специалитета будет расширен в соответствии со всеми дискуссиями, которые были этой весной. Соответственно, когда появятся новые направления подготовки специалитета, мы оперативно разработаем под них программы и будем принимать абитуриентов на специалитет в соответствии с контрольными цифрами приема», — отметил ректор МГТУ имени Баумана.

Ректор Вышки в свою очередь подчеркнул, что вуз по решению Ученого совета давно перешел на пятилетнее обучение по ряду бакалаврских программ, которые того требовали. «С формальной точки зрения это не специалитет, а бакалавриат, но, если мы понимаем, что четырех лет недостаточно, то добавляем еще один год. Пятый год мы оплачиваем из собственных средств, чтобы дать того уровня образование, который необходим», — рассказал Анисимов. Всего в ВШЭ 10 программ пятилетнего бакалавриата — «Востоковедение», «Право», «История», «Городское планирование», «Египтология», «Античность», «Юриспруденция», «Цифровой юрист», «Языки и литература Юго-Восточной Азии», «Язык, словесность и культура Кореи», а на программе «Компьютерная безопасность» обучение длится 5,5 лет.

Анна Семенец

#Общество #Главное #Всегда актуально #Анатолий Торкунов #Михаил Гордин #Москва #Никита Анисимов
Подпишитесь